В 2017 году исполнилось 60 лет со дня начала космической эры в развитии человечества: в октябре 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года была освоена новая веха: также в Советском Союзе был осуществлен первый полет человека в космос. Итальянский ансамбль XYQuartet и принадлежащий одному из его основателей, басисту Алессандро Федриго, лейбл nusica.org ознаменовали эту дату выпуском нового, третьего в дискографии квартета и одиннадцатого (что видно по фирменному для лейбла решению обложки альбома) в каталоге nusica.org, альбома под названием Orbite. Это концептуальный проект, состоящий из восьми пьес, каждая из которых названа именами легендарных покорителей космического пространства. Выбор персоналий в данном случае отражает видение участников интальянского коллектива.
Редко в обзорах есть необходимость приводить названия всех композиций альбома, но в данном случае я просто не могу поступить по-другому. Герман Титов полетел в космос вторым, но итальянцы отдали ему первый трек своей космической саги: Titov. А вот вторая пьеса посвящена первому землянину в космосе, она называется, естественно, Gagarin. XYQuartet не придерживается хронологического порядка: третьим стоит трек, названный именем второго американского астронавта, известного еще и тем, что вслед за космосом он погружался в пучины мирового океана вместе с командой Кусто: Malcolm Carpenter. Композиция Buzz увековечивает имя Эдвина Базза Олдрина, второго человека, ступившего на поверхность Луны и первого, совершившего там краткое богослужение. Далее идет пьеса Valentina Tereshkova – в честь первой женщины-космонавта. Потом следует композиция John Glenn – в честь первого астронавта США, ставшего впоследствии рекордсменом по полету в космос в наиболее пожилом возрасте. Rakesh посвящена первому индийскому космонавту Ракешу Шарме. Наконец, замыкает альбом композиция Vladimir Komarov, напоминающая о первой космической трагедии, когда при посадке корабль «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту сгорел в атмосфере нашей планеты.
Все композиции этого альбома сочинили сами участники квартета: по три – Никола Фаццини и Алессандро Федриго, две – Саверио Таска. При необычности темы проекта в стилистике музыки XYQuartet остался верен себе, балансируя на грани джаза свободной формы и минималистичной академической музыки. Широко применялась в ряде пьес и додекафонная система. Квартет звучит, как мини-оркестр, тут не выделишь основного солиста и сайдменов. Но отдельно отмечу как нельзя лучше подходящее для передачи холодной отстраненности чуждой человеку космической среды звучание вибрафона Саверио Таски. Оригинальнейший трибьют первым героям космической эры, выполненный средствами авангардной музыки – Orbite заслуживает внимания самого широкого круга слушателей.
К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, ...
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...
Лучшие записи Дона Шюгаркейн Харриса выходили под логотипом немецкого лейбла MPS Records. В этой связи «полакомиться» альбомами Шюгаркейна любители музыки могут только при переизданиях из обширных каталогов фирмы из Шварцвальда, в том ...