В 2017 году исполнилось 60 лет со дня начала космической эры в развитии человечества: в октябре 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года была освоена новая веха: также в Советском Союзе был осуществлен первый полет человека в космос. Итальянский ансамбль XYQuartet и принадлежащий одному из его основателей, басисту Алессандро Федриго, лейбл nusica.org ознаменовали эту дату выпуском нового, третьего в дискографии квартета и одиннадцатого (что видно по фирменному для лейбла решению обложки альбома) в каталоге nusica.org, альбома под названием Orbite. Это концептуальный проект, состоящий из восьми пьес, каждая из которых названа именами легендарных покорителей космического пространства. Выбор персоналий в данном случае отражает видение участников интальянского коллектива.
Редко в обзорах есть необходимость приводить названия всех композиций альбома, но в данном случае я просто не могу поступить по-другому. Герман Титов полетел в космос вторым, но итальянцы отдали ему первый трек своей космической саги: Titov. А вот вторая пьеса посвящена первому землянину в космосе, она называется, естественно, Gagarin. XYQuartet не придерживается хронологического порядка: третьим стоит трек, названный именем второго американского астронавта, известного еще и тем, что вслед за космосом он погружался в пучины мирового океана вместе с командой Кусто: Malcolm Carpenter. Композиция Buzz увековечивает имя Эдвина Базза Олдрина, второго человека, ступившего на поверхность Луны и первого, совершившего там краткое богослужение. Далее идет пьеса Valentina Tereshkova – в честь первой женщины-космонавта. Потом следует композиция John Glenn – в честь первого астронавта США, ставшего впоследствии рекордсменом по полету в космос в наиболее пожилом возрасте. Rakesh посвящена первому индийскому космонавту Ракешу Шарме. Наконец, замыкает альбом композиция Vladimir Komarov, напоминающая о первой космической трагедии, когда при посадке корабль «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту сгорел в атмосфере нашей планеты.
Все композиции этого альбома сочинили сами участники квартета: по три – Никола Фаццини и Алессандро Федриго, две – Саверио Таска. При необычности темы проекта в стилистике музыки XYQuartet остался верен себе, балансируя на грани джаза свободной формы и минималистичной академической музыки. Широко применялась в ряде пьес и додекафонная система. Квартет звучит, как мини-оркестр, тут не выделишь основного солиста и сайдменов. Но отдельно отмечу как нельзя лучше подходящее для передачи холодной отстраненности чуждой человеку космической среды звучание вибрафона Саверио Таски. Оригинальнейший трибьют первым героям космической эры, выполненный средствами авангардной музыки – Orbite заслуживает внимания самого широкого круга слушателей.
Канадский музыкант ямайского происхождения Даррен Баррет, ученик Дональда Берда, еще в 1997 году выиграл престижный конкурс им. Телониуса Монка среди трубачей. С тех пор его и так достаточно успешная карьера резко пошла в гору. Баррет играл и ...
Для гитариста Дэйва Аскрина и саксофониста Джеффа Бенедикта Come Together - это уже второй совместный альбом в исполнении возглавляемого ими совместно квартета после записанного несколько лет назад It's All About The Groove. Правда, на сей раз они ...
С понятной гордостью Дэйв Клайн разместил на своем сайте отзыв Чика Кориа: « Отличная музыка, мужик! Отличные мелодии и такое теплое исполнение. Мне нравится твоя музыкальная вселенная … она такая свежая и креативная, и потому, Дэйв ...
В принципе, обложка альбома уже дает достаточно информации о его фабуле: мы видим на ней трех саксофонистов. Двое выдающихся джазовых саксофонистов современности (это не «красное словцо» от автора этих строк, а просто констатация факта ...
За много лет сотрудничества с журналом, а затем с сайтом «Jazz- Квадрат», мне впервые приходится сталкиваться со столь необычной работой. Разумеется, доводилось слушать вещи, где академическая музыка сочетается с джазом, в том числе ...
Золотую жилу, нащупанную двумя своими предыдущими и очень успешными альбомами Eight Track (2014) и Eight Track II (2016), американский гитарист и композитор Дэйв Страйкер посчитал исчерпанной, и в новой работе, 28-м по счету сольным альбомом в своей ...
Положа руку на сердце, много вы слышали джазовых (да и не джазовых тоже) альбомов, где в качестве солирующего инструмента выступал бы эуфониум? Вот и я тоже. Так что, уже этим альбом Дэвида Бэндмена привлекает внимание. А если добавить, что ...
Дебютный альбом в качестве лидера саксофониста из Лос-Анджелеса Дэвида Уайза чем-то напомнил мне редко пересматриваемый альбом с семейными фотографиями: все тут перемешано – и старые черно-белые снимки, и парадные фотопортреты, и какие-то ...
Итак, февраль 2017-го явил миру преображенный Dead Frank. Команда из Санкт-Петербурга предстала в своем новом, небольшом по объему, альбоме Cerement of sound в старо-новом составе. Во всех прошлогодних релизах (Frank's death, Consternation), ...
Появление традиций – признак зрелости. Если довериться этому тезису, то именно в такой период вступил ансамбль из Петербурга Dead Frank. В этом году, как и в прошлом, Dead Frank пополнил свою дискографию двумя альбомами. После февральского ...
К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, ...
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...