Достаточно взгляда на обложку альбома Outside The Comfort Zone, чтобы понять: название коллектива из Хьюстона, Техас Free Radicals не имеет отношения к химическим процессам, а связано с политической ангажированностью, честно декларируемой этим названием. Команда, собранная барабанщиком Ником Купером в 1996 году, отличается левыми (скорее левацкими) взглядами, последовательно поддерживает противников войн, экологов, борцов за гражданские права, в том числе иммигрантов в США, и столь же последовательно критикует истеблишмент, президентов – от Буша и до, разумеется, Трампа, а также «сытую Америку», которая равнодушно наблюдает за тем, что творится в странах «третьего мира». Это и отражено обложкой шестого в дискографии Free Radicals альбома, одновременно являющейся иллюстрацией к стартовому треку The Legals Have a Lunch.
Основной состав Free Radicals – это духовой ансамбль с ритм-группой, к которому на сессиях звукозаписи и выступлениях присоединяются коллеги и единомышленники. Этот внешний круг весьма значителен: скажем, при записи Outside The Comfort Zone участвовало девять постоянных исполнителей и пятнадцать (!) гостей. Free Radicals напоминает по составу и modus vivendi типичный уличный оркестр: музыканты много и охотно участвуют в разнообразных шествиях, демонстрациях, публичных акциях, играют на похоронах, свадьбах, танцевальных вечеринках. И при этом Free Radicals давно и прочно «взяли в заложники» городских журналистов: с 1998 года и по настоящее время Free Radicals регулярно получают премию прессы Хьюстона лучшему джазовому коллективу (исключением был только 2004-й год, но и тогда группа получила премию за лучший CD).
Что же так привлекает прессу в музыке Free Radicals? Судить могу только по музыке Outside The Comfort Zone – первом услышанном мной альбоме коллектива. Разумеется, это не чистый джаз любой стилистики. Это типичный кроссовер, в котором затейливо и искусно переплетены с элементами джаза мотивы ска, рэгги, латинской музыки, ритм-энд-блюза и даже музыки китайской (Water Beats Rock, посвященная Брюсу Ли). Духовая пачка действительно хороша, в каждой из композиций много небольших соло разных исполнителей, да и сами композиции невелики, потому их и набралось в альбоме аж 23. В A Call For All Demons из репертуара Сан Ра 1956 года на вибрафоне солирует один из гостей, игравший в свое время с Сан Ра Дэймон Чойс. Другой гость- вибрафонист – 89-тилетний (!) Харри Шепард, игравший еще с Бенни Гудмэном. Весь альбом чисто инструментальный, но зато в комментариях к каждой пьесе Free Radicals дают волю своим политическим взглядам, которые непосредственно по музыке и не распознать.
Про стартовый трек речь уже шла выше. Doomsday Clock – это напоминание про известную обложку бюллетеня ученых-ядерщиков, где изображены часы со стрелкой, показывающей без четырех-пяти минут двенадцать. Положение стрелки от выпуска к выпуску меняется, показывая время, оставшееся у человечества до катастрофы. Композицией Dadaab, названной по крупнейшему лагерю беженцев, Free Radicals выражают им свою симпатию и поддержку, как и иммигрантам в США пьесой New Sanctuary Movement. Angola 3 – композиция в поддержку политзаключенных, Solidaridad de la Sierra – гимн в защиту экологии вообще, а Scrapple from the DAPL – протест против прокладки нефтепроводов по землям индейцев Дакоты в частности. В Audacity of Drones музыканты клеймят Обаму за применение дронов в военных целях, а пьесой Stump Stomp “благодарят» Трампа, за то, что он своей политикой сплотил самые разные группы населения в лагере своих противников. Вот такой агит-проп по-американски A.D. 2017 получается. Забавно. Мы от этого уже как-то отвыкли…
(Pete Sullivan – bars; Jason Jackson – as; Aaron Varnell – ts; Tom VandenBoom – tb; Matt Serice – tp, keyb; Nick Cooper – dr, perc; Al Bear – g; Jacob Breier – b; Nick Gonzalez - sousaphone; with Bob Chadwick – fl; Subhendu Chakraborty – tablas; Harry Sheppard, Damon Choice – wibe; Al Pagliuso, Charlie Perez – perc; Harry Darragh –keyb, tb; Lynn Bechtold – vi; Doug Falk, Nelson Mills III – tp; Pelayo Parlade – p; Will Van Horn - pedal steel; Muhammad Jafari – doumbec; Theo Bijarro, Paul Winstanley – b;)
Продолжаем с интересом наблюдать за коллаборациями бразильского гитариста Лупы Сантьяго с европейскими партнерами. В прошлом году на сайте рецезировался альбом Ubuntu, который квартет Сантьяго записал в содружестве с австрийским тромбонистом Эдом ...
В 1967 году, пол-века назад, был выпущен альбом Are You Experienced. С той поры берет отсчет начало стремительной и короткой карьеры и, одновременно, крепнущей из года в год все прошедшие десятилетия всемирной славы гениального гитариста Джими ...
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...
Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько ...
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...
Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, ...
Для канадской вокалистки и автора собственных песен из Калгари Мауры Шафтоу Make Me A Memory – уже четвертый альбом. У нее приятный, теплый голос, тексты ее песен не банально рассказывают о любви, потерях, человеческих отношениях. Маура ...
Второй и уже наверняка последний альбом интернационального англо-итало-американского квартета. Первый, Blue from Heaven, был издан итальянским лейблом Dodicilune в 2012 году. Продюсер Габриэле Рампино вдохновил музыкантов на создание новой ...