9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал в зал московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger. Привычнее мне, конечно, писать «дуэт», как это было в рецензиях на предыдущие работы москвичей Zug и Nu (они есть на сайте), но на сей раз Der Finger превратился в трио: к Антону Ефимову и Евгении Сивковой в этом сете присоединился отец Евгении, известный авангардный музыкант Эдуард Сивков. Программа из четырех композиций была записана и превратилась в начале февраля 2017 года в мини-альбом, первый в новой серии Der Finger под названием «Бестиарий».
Драконы, как известно, бывают разные. Покровитель и защитник кельтов, красный дракон, живет на флаге Уэльса. Добрый и могучий китайский дракон связан со стихией воды и несет людям (то есть китайцам) благо. Хотя Bestiarium I: Drache появился в Сети накануне китайского нового года, музыкальный образ, созданный Der Finger явно подразумевал не этот вариант. Дракон – воплощенное зло, мрачное создание, изрыгающее огонь и несущее страх и ужас, сладить с которым почти невозможно: такая трактовка ближе европейскому сознанию, средневековой мифологии и современной литературе фэнтези – от Толкиена до Мартина. Такой вариант уже ближе к музыке Der Finger, но и он, скорее всего, не тождественен ей. Призвав на помощь философию Эмпедокла, в кратких liner notes на bandcamp, где выложен альбом, группа выдвигает такую версию: «…Из желания огня быть водой, а воздуха быть землей, возник дракон. Что охраняет он от чего?»
В варианте Der Finger возник монстр – огромный, страшный, но созданный из противоположных начал и потому уже внутренне противоречивый и даже, где-то несчастный («Но по-своему несчастное и кроткое, может, было то животное, как знать!» (Вл.Высоцкий). Мне показалось, что музыка дает некоторые основания для подобной трактовки. Чтобы ихобразить монстра средствами музыки, нужны соответствующие инструменты. И Эдуард Сивков в этом концерте помимо бас-кларнета использует инструмент-монстр: гигантский и крайне редко применяемый бас-саксофон. Голос его буквально довлеет в записи, милостиво предоставляя и ударным, и бас-гитаре, и саксофону Евгении возможность ассистировать его тяжелой минималистской поступи. Вообще, Bestiarium I: Drache я бы оценил, как низкочастотное сонористическое пиршество. Пиршество, несомненно, импровизационное: «порядок подачи блюд» на нем предугадать просто невозможно. И Слава Богу – слушать только интереснее!
Вы можете справедливо упрекнуть автора сих строк, что в них слишком мало о музыке и слишком много посторонних рассуждений. Знаете, описывать музыку словами – дело вообще безнадежное, а музыку, предлагаемую Der Finger – тем более. Кроме того, коллектив постоянно сопровождает свои проекты текстовыми аннотациями, не менее загадочными, чем его музыка. Видимо, Антон, Евгения, а теперь – и Эдуард, совсем не против того, чтобы эмоции слушателя Der Finger шли рядом с мыслями, толкованиями, версиями. Интеллектуальный ребус? Да, если хотите! А почему бы и нет? Если вам надо «все по полочкам» - это, пожалуйста, к телевизору: там все и всегда давно уже ясно.
2017
4 tks / 19 mins
(Anton Efimov - bass g, kalimba, effects; Edward Sivkov - bass sax, bass cl; Evgenia Sivkova - sax, dr, effects;)
Линк предоставил Антон Ефимов
Гвинет Глин – восходящая звезда современной кельтской культуры в целом и Уэльса в частности. Возможно, это звучит несколько высокопарно, но факты заставляют определять ее разнообразное творчество именно так. Гвин - автор удостоенных наград ...
Японская певица и автор песен Хироми Суда выросла в музыкальной семье, увлеклась музыкой с детства, но, останься она на родине, вряд ли ее творчество приобрело бы столь необычный и даже уникальный характер. Джаз был особенно интересен Суда, и она ...
Вы знаете, как собирают финский домик, замечательный быстровозводимый каркасный деревянный дом? Вместо длинных инструкций или видео-урока финский коллектив Horst Quartet предлагает вам аудио-урок или, скорее, саундтрек этого процесса в своем новом ...
Отличный пример региональной музыки, которая способна покорить слушателей далеко за пределами региона (в данном случае – штата Техас) и выйти на гораздо более широкий уровень. Так называемый вестерн свинг родился на юго-западе США в конце 20-х ...
Весьма экзотический джаз ждет вас в этом альбоме. Нет, в смысле стилистики здесь все достаточно привычно – постбоповый мэйнстрим, как в десятках других альбомов. И с географией здесь тоже ничего необычного: все исполнители – американцы, ...
Словно гейзер фонтанирует кубинская земля музыкальными талантами, горячими, как вода того же гейзера. Горячими – потому что горяча сама кубинская музыка, наполненная афро-кубинскими ритмами, столь темпераментными и зажигательными, что усидеть ...
Программу релизов 2017 года петербургский авангардный лейбл spina!rec открыл очередным сборником, который можно условно охарактеризовать, как «пиренейский проект». Здесь представлены записи двух инструментальных трио, схожих прежде всего ...
Межконтинентальный дуэт канадца Джейми Друэна и немца Ханнеса Лингенса записал эту программу в Берлине, в конце лета-начале осени 2013 года. Три с половиной года спустя она увидела свет на авангардной петербургской фирме Intonema. Alluvium вызывает ...
Когда на обложке альбома стоит имя лучшей сопрано-саксофонистки мира, уже понятно, что слушать надо. Насчет лучшей - это не журналистское преувеличение, а объективная данность: загляните, например, в списки лучших в этой номинации по анкетам ...
Брайан Линч, известный джазовый трубач и обладатель премии Грэмми за лучший альбом латинского джаза, запускает на своем лейбле Holistic MusicWorks новую серию релизов : Mentor Series. Первым альбомом, выпущенным Holistic MusicWorks в рамках этого ...
Народ коса – второй по численности в Южно-Африканской Республике, но в команде музыкантов, записывавших альбом «Король Коса», он представлен только одним человеком. Это Фейя Факу, трубач и один их наиболее ярких представителей ...
Название альбома басиста Джеффа Динглера «Транзитом» настроило меня на философский лад. Ведь что такое, в сущности, жизнь, как не транзитное движение от рождения до … И каждый стремится сделать этот транзитный путь как можно более ...