В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его альбомам, которые довелось услышать. Три года назад, в 2014-м, это был Ronin – стильный и эффектный диск, где саксофон Би Джея взаимодействовал со стандартной ритм-группой: фортепьяно – контрабас – ударные. Сейчас все иначе. В Common Ground Дженсен выводит на авансцену уже целую духовую группу: в линию с его баритон-саксофоном работают также труба и тромбон, и многое в композициях этого диска разворачивается за счет сложных взаимодействий солирующих инструментов, их диалогов и поочередных соло при главенствующей роли лидера и неизменной и эффективной поддержке ритм-группы.
Уроженец Цинцинатти, Дженсен свою карьеру в джазе выстроил, тем не менее, на Восточном побережье. С 2004 по 2007 год он жил и работал в Филадельфии, пропитываясь знаменитым Philly sound. Потом Дженсен пребрался в Нью-йорк, где и работает по сей день. Вначале он почти год джэмовал в клубах даунтауна, но почувствовал, что тамошняя музыка – не совсем в его духе. Би Джей нашел себя и словно отрастил крылья, только перебравшись в Гарлем. Здешний straight ahead джаз в полной мере отвечает его вкусам и духу его собственного творчества. В результате команду для записи Common Ground он подобрал из наиболее близких ему музыкантов, как Филадельфии, так и Нью-Йорка. Компонентами этого сплава стали знаменитый Дельфайо Марсалис, член самого известного джазового семейства Штатов, трубач Дуан Юбенкс (он как раз из Филадельфии), пианист Заккаи Кертис, басист Дезрон Дуглас и ударник Ральф Питерсон.
Common Ground составили двенадцать авторских треков, в каждом из которых Дженсен подтверждает неразрывность своих творческих связей с джазовой традицией, в первую очередь с идеями хард-бопа в современной интерпретации. При этом звук его инструмента остается столь же холодновато-элегантным, как у кумира его детства Джерри Маллигена. Именно его пластинка в свое время стала первым джазовым диском, который услышал юный Би Джей, и именно благодаря ему он и выбрал в конечном счете баритон-саксофон. В альбоме есть и темповые энергичные пьесы вроде стартовой Stacey's Pace или титульной композиции, и более медленные (Carol's Dream, Soul Loss), и блюзы (Brandon's Blues), и заставляющий вспомнить классика хард-бопа Хорэса Сильвера Bucket Full of Soul (мой персональный фаворит альбома), и вещи, основанные на музыке классиков бопа в целом, Паркера и Сонни Кларка (Angela's Aggravation, Relaxin’ with Jessica). Как можно судить по названиям пьес, почти каждая из них – посвящение кому-то из близких Би Джею людей. Характерно для Дженсена: искать и находить неисчерпаемые резервы в джазовой традиции, обогащать их собственными идеями и преподносить результат, как дар всем, кто любит джаз в его классической форме.
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...