В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его альбомам, которые довелось услышать. Три года назад, в 2014-м, это был Ronin – стильный и эффектный диск, где саксофон Би Джея взаимодействовал со стандартной ритм-группой: фортепьяно – контрабас – ударные. Сейчас все иначе. В Common Ground Дженсен выводит на авансцену уже целую духовую группу: в линию с его баритон-саксофоном работают также труба и тромбон, и многое в композициях этого диска разворачивается за счет сложных взаимодействий солирующих инструментов, их диалогов и поочередных соло при главенствующей роли лидера и неизменной и эффективной поддержке ритм-группы.
Уроженец Цинцинатти, Дженсен свою карьеру в джазе выстроил, тем не менее, на Восточном побережье. С 2004 по 2007 год он жил и работал в Филадельфии, пропитываясь знаменитым Philly sound. Потом Дженсен пребрался в Нью-йорк, где и работает по сей день. Вначале он почти год джэмовал в клубах даунтауна, но почувствовал, что тамошняя музыка – не совсем в его духе. Би Джей нашел себя и словно отрастил крылья, только перебравшись в Гарлем. Здешний straight ahead джаз в полной мере отвечает его вкусам и духу его собственного творчества. В результате команду для записи Common Ground он подобрал из наиболее близких ему музыкантов, как Филадельфии, так и Нью-Йорка. Компонентами этого сплава стали знаменитый Дельфайо Марсалис, член самого известного джазового семейства Штатов, трубач Дуан Юбенкс (он как раз из Филадельфии), пианист Заккаи Кертис, басист Дезрон Дуглас и ударник Ральф Питерсон.
Common Ground составили двенадцать авторских треков, в каждом из которых Дженсен подтверждает неразрывность своих творческих связей с джазовой традицией, в первую очередь с идеями хард-бопа в современной интерпретации. При этом звук его инструмента остается столь же холодновато-элегантным, как у кумира его детства Джерри Маллигена. Именно его пластинка в свое время стала первым джазовым диском, который услышал юный Би Джей, и именно благодаря ему он и выбрал в конечном счете баритон-саксофон. В альбоме есть и темповые энергичные пьесы вроде стартовой Stacey's Pace или титульной композиции, и более медленные (Carol's Dream, Soul Loss), и блюзы (Brandon's Blues), и заставляющий вспомнить классика хард-бопа Хорэса Сильвера Bucket Full of Soul (мой персональный фаворит альбома), и вещи, основанные на музыке классиков бопа в целом, Паркера и Сонни Кларка (Angela's Aggravation, Relaxin’ with Jessica). Как можно судить по названиям пьес, почти каждая из них – посвящение кому-то из близких Би Джею людей. Характерно для Дженсена: искать и находить неисчерпаемые резервы в джазовой традиции, обогащать их собственными идеями и преподносить результат, как дар всем, кто любит джаз в его классической форме.
Редкий алмаз извлекла из своих каталогов знаменитая немецкая компания MPS Records из Швацвальда для очередного сетевого переиздания 10 марта 2017 года. Дело в том, что MUMPS – проект «одноразовый». В 1977 году, почти ровно сорок ...
Приятная новость с испанского острова Ибица: Мюриэль Гроссман выносит на суд слушателей свой новый альбом Momentum. С живущей здесь австрийской саксофонисткой и композитором наши читатели уже имели возможность познакомиться по предыдущим работам: ...
Вначале было… Нет, это в Книге Книг вначале было Слово, а в представляемом сегодня проекте вначале была музыка. Басист и композитор из французского города Монтобан Дмитрий Токарев в 2016 году сочинил музыку для танцевального спектакля ...
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...