Среди тысяч альбомов, которые мне довелось слушать, такого еще не было. Тема ГУЛАГа, тема репрессий сталинского тоталитарного режима широко освещена в литературе. После «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, «Колымских рассказов» Варлама Шаламова сюда могут быть добавлены только частности. Но в музыке? Но в джазе? Но в джазе авангардном, джазе свободной импровизации? Легко понять, что новый альбом минской группы Fantastic Swimmers вызвал прямо-таки жгучий интерес.
Плавающий от сессии к сессии состав ансамбля мультиинструменталиста Виктора Семашко, собравшийся в начале июля 2016 года в гаражной студии минского пригорода Степянки, выглядел боевым. К тенор-саксофону Фрида Самотного прибавился альт-саксофон польско-британского гостя Филипа Палмера, весьма продуктивно проводившего прошлое лето в Беларуси. Если прибавить инструменты самого Виктора, не игравшего в этот раз на фортепьяно, Fantastic Swimmers получили широкое поле для разнообразных импровизационных или заранее оговоренных взаимодействий духовых, чем в полной мере и воспользовались во всем звуковом пространстве альбома. Скажу сразу, получилось эффективно. Ритм-группу, активно выстраивавшую вместе с коллегами общий саунд, составили давние swimmer’ы: басист Эрик Орлов-Шимкус и младший брат Виктора Алесь Семашко на ударных. По крайней мере один раз он еще и очень выразительно включился в разборки духовых посредством короткого соло на виолончели. В одном из треков принял участие и целый хор, а фортепьяно прозвучало в первом и последнем треке альбома в исполнении Максима Ивкина.
Именно он, озвучив в Купаловском музее Минска “Лагерную песню”, написанную в 1935 году автором гимна БССР и Беларуси Нестором Соколовским на стихи репрессированного питерского обэриута Александра Введенского, помог придать альбому форму своеобразного квази-рондо: “Лагерная песня” звучит в начале и в конце альбома, как бы окаймляя внешним кольцом основной пакет треков, в который вошли две “Легенды”, также расставленные в программе почти симметрично, “Финальный разговор” и пять, отличающихся только номерами (ну разумеется, и содержанием) “Этапов”. Если кто-то не знает понятия “этап” применительно к лагерно-тюремной тематике, отсылаю его к вышеупомянутым литературным источникам.
Если вам нравится джаз свободной формы, Camp Songs не разочарует, как в плане ансамблевой импровизации, так и ярких сольных эпизодов. Музыка держит в постоянном напряжении, здесь много трагичного (тема обязывает), но есть и толика музыкального юмора. Уместен ли он? На мой взгляд – вполне. Ироничный юмор здесь, на мой взгляд, - форма катарсиса, отражение защитной реакции нормального человека, оказавшегося в ненормальных, чудовищных обстоятельствах. Таков был, кстати, и абсурдистский юмор обэриутов, для которых тюрьмой, одним огромным лагерем, был весь сталинский социум…
Слушал Camp Songs с удовольствием, а когда альбом закончился – чуть-чуть огорчился. В первую секунду подумалось: и это все? Но во вторую секунду ответил сам себе: а чего ты хотел? Ты хотел, чтобы ребята так вот сразу поднялись до высот солженицынских испепеляющих обобщений с помощью языка музыки? Да под силу ли это любому музыкальному гению прошлого, включая Баха? В конце концов, это первое (и весьма дерзновенное) на твоей памяти прикосновение музыкантов джазового андеграунда к столь жгучей теме. И спасибо им и за талант, и за смелость! Желающие принять ту или иную сторону в этом моем внутреннем диалоге, могут скачать и послушать Camp Songs здесь:
P.S. На обложке альбома, выпущенного французским сетевым лейблом Murmure Intemporel, музыканты поместили фотографию одного из гулаговских оркестров, созданного репрессированным белорусским дирижером и джазменом (бывшим харбинцем) Борисом Райским.
Этот диск предназначен для любителей гитары. Но гитарная музыка бывает очень разной: есть блистательный цыганский свинг Джанго Рейнхардта, есть философичный джаз Джима Холла, есть волшебство блюзовой «Люсили» Би Би Кинга, есть ...
Rock In Jazz… Такое название сразу предполагает нечто джаз-роковое, нечто из области музыки фьюжн. Но нет, по музыке это заметно тоньше, а если уж говорить об областях, то альбом итальянского гитариста Франческо (Фрэнки) Ди Джованни относится ...
Уже первые пару треков альбома Rising Tide дали возможность понять, что играет здесь джазовый гитарист очень высокого класса. А биография Фрэнка Коля стала хорошей иллюстрацией к тезису о том, что не только талант, но и судьба порой весьма ...
Достаточно взгляда на обложку альбома Outside The Comfort Zone, чтобы понять: название коллектива из Хьюстона, Техас Free Radicals не имеет отношения к химическим процессам, а связано с политической ангажированностью, честно декларируемой этим ...
Надутые ветром паруса и звезды в глазах любимого человека, заявленные в названии альбома и титульной композиции, сразу настраивают на романтический лад. Одни при этом сразу начнут слушать диск в ожидании коллекции лиричных баллад, другие отложат его ...
Дизайн обложки этого альбома явно уводит нас в семидесятые годы прошлого века. Это не случайно: по крайней мере, половина его – это трибьют музыке знаменитой группе Weather Report. Почему только половина? Что ж, начнем по порядку. Последние ...
Представляемая сегодня впервые на наших страницах группа не имеет никакого отношения ни к песне Ghost Town Адама Ламберта, ни к американской электронной рок-группе Ghost Town из Лос-Анджелеса, а вот одноименный голливудский фильм Дэвида Кеппа 2008 ...
Тhe Great American Songbook, список классических американских стандартов, похоже, обладает волшебными свойствами. Какую страницу ни возьми – ноты одинаковые, но каждый в них заглянувший, интерпретирует по-своему. Пианист и педагог, уроженец ...
… Спокойный, приятный голос, который заставляет вспомнить скорее Пита Сигера или Дилана (но без его хрипотцы), чем роковых, джазовых и тем более оперных певцов. Мелодии балладного плана, иногда с легким оттенком блюза. Гитара, деликатное, ...
Миловидное девичье лицо на обложке альбома американского саксофониста Гила Спитцера хорошо сочетается с названием этого проекта, в перводе с португальского означающем «Сладкие разговоры». Почему с португальского? Это уже к вопросу о ...
Два очень не похожих друг на друга альбома выпустил в 2017 году органист и композитор из Нью-Йорка Грегори Льюис. The Breathe Suite была в концептуальном плане острым социально-политическим документом, воплощенным в жизнь с помощью инструментов ...
Социальные или политические темы обычно поднимают в песнях. Это свойственно рок-музыке. Джаз, тем паче джаз инструментальный, не в состоянии в лоб выражать эмоции своих создателей по тому или иному поводу. Но он это делает по-своему. Сразу ...