Среди тысяч альбомов, которые мне довелось слушать, такого еще не было. Тема ГУЛАГа, тема репрессий сталинского тоталитарного режима широко освещена в литературе. После «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, «Колымских рассказов» Варлама Шаламова сюда могут быть добавлены только частности. Но в музыке? Но в джазе? Но в джазе авангардном, джазе свободной импровизации? Легко понять, что новый альбом минской группы Fantastic Swimmers вызвал прямо-таки жгучий интерес.
Плавающий от сессии к сессии состав ансамбля мультиинструменталиста Виктора Семашко, собравшийся в начале июля 2016 года в гаражной студии минского пригорода Степянки, выглядел боевым. К тенор-саксофону Фрида Самотного прибавился альт-саксофон польско-британского гостя Филипа Палмера, весьма продуктивно проводившего прошлое лето в Беларуси. Если прибавить инструменты самого Виктора, не игравшего в этот раз на фортепьяно, Fantastic Swimmers получили широкое поле для разнообразных импровизационных или заранее оговоренных взаимодействий духовых, чем в полной мере и воспользовались во всем звуковом пространстве альбома. Скажу сразу, получилось эффективно. Ритм-группу, активно выстраивавшую вместе с коллегами общий саунд, составили давние swimmer’ы: басист Эрик Орлов-Шимкус и младший брат Виктора Алесь Семашко на ударных. По крайней мере один раз он еще и очень выразительно включился в разборки духовых посредством короткого соло на виолончели. В одном из треков принял участие и целый хор, а фортепьяно прозвучало в первом и последнем треке альбома в исполнении Максима Ивкина.
Именно он, озвучив в Купаловском музее Минска “Лагерную песню”, написанную в 1935 году автором гимна БССР и Беларуси Нестором Соколовским на стихи репрессированного питерского обэриута Александра Введенского, помог придать альбому форму своеобразного квази-рондо: “Лагерная песня” звучит в начале и в конце альбома, как бы окаймляя внешним кольцом основной пакет треков, в который вошли две “Легенды”, также расставленные в программе почти симметрично, “Финальный разговор” и пять, отличающихся только номерами (ну разумеется, и содержанием) “Этапов”. Если кто-то не знает понятия “этап” применительно к лагерно-тюремной тематике, отсылаю его к вышеупомянутым литературным источникам.
Если вам нравится джаз свободной формы, Camp Songs не разочарует, как в плане ансамблевой импровизации, так и ярких сольных эпизодов. Музыка держит в постоянном напряжении, здесь много трагичного (тема обязывает), но есть и толика музыкального юмора. Уместен ли он? На мой взгляд – вполне. Ироничный юмор здесь, на мой взгляд, - форма катарсиса, отражение защитной реакции нормального человека, оказавшегося в ненормальных, чудовищных обстоятельствах. Таков был, кстати, и абсурдистский юмор обэриутов, для которых тюрьмой, одним огромным лагерем, был весь сталинский социум…
Слушал Camp Songs с удовольствием, а когда альбом закончился – чуть-чуть огорчился. В первую секунду подумалось: и это все? Но во вторую секунду ответил сам себе: а чего ты хотел? Ты хотел, чтобы ребята так вот сразу поднялись до высот солженицынских испепеляющих обобщений с помощью языка музыки? Да под силу ли это любому музыкальному гению прошлого, включая Баха? В конце концов, это первое (и весьма дерзновенное) на твоей памяти прикосновение музыкантов джазового андеграунда к столь жгучей теме. И спасибо им и за талант, и за смелость! Желающие принять ту или иную сторону в этом моем внутреннем диалоге, могут скачать и послушать Camp Songs здесь:
P.S. На обложке альбома, выпущенного французским сетевым лейблом Murmure Intemporel, музыканты поместили фотографию одного из гулаговских оркестров, созданного репрессированным белорусским дирижером и джазменом (бывшим харбинцем) Борисом Райским.
Межконтинентальный дуэт канадца Джейми Друэна и немца Ханнеса Лингенса записал эту программу в Берлине, в конце лета-начале осени 2013 года. Три с половиной года спустя она увидела свет на авангардной петербургской фирме Intonema. Alluvium вызывает ...
Когда на обложке альбома стоит имя лучшей сопрано-саксофонистки мира, уже понятно, что слушать надо. Насчет лучшей - это не журналистское преувеличение, а объективная данность: загляните, например, в списки лучших в этой номинации по анкетам ...
Брайан Линч, известный джазовый трубач и обладатель премии Грэмми за лучший альбом латинского джаза, запускает на своем лейбле Holistic MusicWorks новую серию релизов : Mentor Series. Первым альбомом, выпущенным Holistic MusicWorks в рамках этого ...
Народ коса – второй по численности в Южно-Африканской Республике, но в команде музыкантов, записывавших альбом «Король Коса», он представлен только одним человеком. Это Фейя Факу, трубач и один их наиболее ярких представителей ...
Название альбома басиста Джеффа Динглера «Транзитом» настроило меня на философский лад. Ведь что такое, в сущности, жизнь, как не транзитное движение от рождения до … И каждый стремится сделать этот транзитный путь как можно более ...
Сегодня Джефф Руперт и Ричард Дрекслер вместе преподают джаз в Университете Центральной Флориды в Орландо, причем Руперт является руководителем университетской джазовой программы. Но у каждого из них за плечами большая и славная карьера практикующих ...
Второй раз в течение одного года мы встречаемся с Джеффом Рупертом и Ричардом Дрекслером. В начале года это был их дуэтный альбом Imagination (поищите на сайте), а сейчас к двум многоопытным ветеранам и преподавателям из Университета Центральной ...
Низкий, густой голос тубы и нежное, прозрачное звучание гитары – сочетание, которое уже своей необычностью привлекает внимание к альбому дуэта Джима Селфа и Джона Чьодини. Оба музыканта живут в Лос-Анджелесе. Основная профессиональная ...
Последний прижизненный альбом Литтл Джимми Скотта (1925-2014), который поступает в продажу 27 января, обещает стать событием для многочисленных поклонников удивительного таланта этого американского вокалиста. Я не буду здесь подробно останавливаться ...
Иногда они возвращаются … После тринадцатилетнего молчания участники супер-группы Jing Chi представляют на суд слушателей свой новейший альбом Supremо. Перерыв был довольно продолжительным, и, думаю, уместно, рассказать, что это за ансамбль и ...
Джазовая пианистка из Чикаго Джо Энн Доэрти выпускает свой третий по счету альбом Bring Joy. Довольно часто музыканты называют свои альбомы по наиболее «ударной» композиции из записанной программы. Но здесь – иной случай. В программе из десяти ...
Деньги. Пища. Секс. Внимание. Эти термины американский музыкант Джо ДеВита вынес на обложку нового альбома с необычным названием «Переосмысленная иерархия человеческих потребностей». Сразу вспоминается Pink Floyd уотерсовского периода со ...