nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Fantastic Swimmers - Camp Songs

Fantastic Swimmers - Camp Songs  Среди тысяч альбомов, которые мне довелось слушать, такого еще не было. Тема ГУЛАГа, тема репрессий сталинского тоталитарного режима широко освещена в литературе. После «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, «Колымских рассказов» Варлама Шаламова сюда могут быть добавлены только частности. Но в музыке? Но в джазе? Но в джазе авангардном, джазе свободной импровизации? Легко понять, что новый альбом минской группы Fantastic Swimmers вызвал прямо-таки жгучий интерес.

Плавающий от сессии к сессии состав ансамбля мультиинструменталиста Виктора Семашко, собравшийся в начале июля 2016 года в гаражной студии минского пригорода Степянки, выглядел боевым. К тенор-саксофону Фрида Самотного прибавился альт-саксофон польско-британского гостя Филипа Палмера, весьма продуктивно проводившего прошлое лето в Беларуси. Если прибавить инструменты самого Виктора, не игравшего в этот раз на фортепьяно, Fantastic Swimmers получили широкое поле для разнообразных импровизационных или заранее оговоренных взаимодействий духовых, чем в полной мере и воспользовались во всем звуковом пространстве альбома. Скажу сразу, получилось эффективно. Ритм-группу, активно выстраивавшую вместе с коллегами общий саунд, составили давние swimmer’ы: басист Эрик Орлов-Шимкус и младший брат Виктора Алесь Семашко на ударных. По крайней мере один раз он еще и очень выразительно включился в разборки духовых посредством короткого соло на виолончели. В одном из треков принял участие и целый хор, а фортепьяно прозвучало в первом и последнем треке альбома в исполнении Максима Ивкина.

Именно он, озвучив в Купаловском музее Минска “Лагерную песню”, написанную в 1935 году автором гимна БССР и Беларуси Нестором Соколовским на стихи репрессированного питерского обэриута Александра Введенского, помог придать альбому форму своеобразного квази-рондо: “Лагерная песня” звучит в начале и в конце альбома, как бы окаймляя внешним кольцом основной пакет треков, в который вошли две “Легенды”, также расставленные в программе почти симметрично, “Финальный разговор” и пять, отличающихся только номерами (ну разумеется, и содержанием) “Этапов”. Если кто-то не знает понятия “этап” применительно к лагерно-тюремной тематике, отсылаю его к вышеупомянутым литературным источникам.

Если вам нравится джаз свободной формы, Camp Songs не разочарует, как в плане ансамблевой импровизации, так и ярких сольных эпизодов. Музыка держит в постоянном напряжении, здесь много трагичного (тема обязывает), но есть и толика музыкального юмора. Уместен ли он? На мой взгляд – вполне. Ироничный юмор здесь, на мой взгляд, - форма катарсиса, отражение защитной реакции нормального человека, оказавшегося в ненормальных, чудовищных обстоятельствах. Таков был, кстати, и абсурдистский юмор обэриутов, для которых тюрьмой, одним огромным лагерем, был весь сталинский социум…

Слушал Camp Songs с удовольствием, а когда альбом закончился – чуть-чуть огорчился. В первую секунду подумалось: и это все? Но во вторую секунду ответил сам себе: а чего ты хотел? Ты хотел, чтобы ребята так вот сразу поднялись до высот солженицынских испепеляющих обобщений с помощью языка музыки? Да под силу ли это любому музыкальному гению прошлого, включая Баха? В конце концов, это первое (и весьма дерзновенное) на твоей памяти прикосновение музыкантов джазового андеграунда к столь жгучей теме. И спасибо им и за талант, и за смелость! Желающие принять ту или иную сторону в этом моем внутреннем диалоге, могут скачать и послушать Camp Songs здесь:

Lossless :https://archive.org/details/MI187-Fantastic_Swimmers-Camp_songs

Mp3 : http://freemusicarchive.org/music/Fantastic_Swimmers/Camp_songs

P.S. На обложке альбома, выпущенного французским сетевым лейблом Murmure Intemporel, музыканты поместили фотографию одного из гулаговских оркестров, созданного репрессированным белорусским дирижером и джазменом (бывшим харбинцем) Борисом Райским.

© 2017 Murmure Intemporel

10 tks / 47 mins

(Philip Palmer - as, voice; Fryd Samotny - ts, voice; Viktar Siamashka - cl, fl, horn, voice; Eryk Arlou-Symkus - b, voice; Ales Siamashka - dr, cello; with Maksim Iukin - p, voice (tks 1,10); Kum-Kuma choir (tk 6);)

Линк предоставил Виктор Семашко

Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь, Великобритания, Польша
музыкальный стиль
авангард





Ещё из раздела издано в 2017 г.

  • стиль: джаз, джаз
Фрагментарно элементы этого направления мелькали в отдельных проектах, рецензировавшихся на нашем сайте, но впервые неоклассикал дарк уэйв представлен во всей полноте, причем в исполнении одного из мировых его лидеров. Проект Autunna et sa Rose ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюз живет не только в нижнем течении Миссиссипи, Техасе, Чикаго или Пидмонте. Он уже давно освоился и совсем неплохо чувствует себя по ту сторону Атлантики, в Европе. Здесь ему комфортно, совсем неплохо в финансовом смысле благодаря обилию ...
  • стиль: джаз, джаз
В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его ...
  • стиль: джаз, джаз
Invanskrue – юбилейный, 25-й релиз петербургского лейбла Intonema Records. Не знаю, случайно или нет, но, на мой взгляд, абсолютно логично, что юбилейным стал альбом с участием основателя этого авангардного лейбла Ильи Белорукова. Вышел альбом ...
  • стиль: блюз, блюз
Serenity Knolls, в переводе что-то типа «Умиротворяющие сопки», - так называется центр по реабилитации наркоманов к северу от Сан-Франциско. Там в 1995 году умер во сне от сердечного приступа легендарный американский рок-музыкант, ...
  • стиль: джаз
Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его ...
  • стиль: джаз, джаз
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
  • стиль: джаз, джаз
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...
  • стиль: джаз, джаз
Каждое новое имя в мужском джазовом вокале – это событие. Претенденты в новые Эллинги и Портеры появляются значительно реже, чем претендентки на лавры Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Поэтому я ждал знакомства с новым альбомом певца из ...
  • стиль: джаз, джаз
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...
  • стиль: джаз, джаз
C Брэдом Майерсом, гитаристом из Цинцинатти, Огайо, мы уже знакомились в 2015 году, благодаря его альбому Prime Numbers. В марте 2017-го поступает в продажу его новый альбом Sanguinaria (Hopefulsongs). Но как же не похожи друг на друга эти две ...
  • стиль: джаз, джаз
Даже обложка этого альбома с традиционным фото исполнителей на обложке обращает память к добрым старым временам. Да и музыка альбома подстать обложке. Нет, это не джазовое ретро, это качественный современный джаз, основанный, однако, на проверенных ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com