Социальные или политические темы обычно поднимают в песнях. Это свойственно рок-музыке. Джаз, тем паче джаз инструментальный, не в состоянии в лоб выражать эмоции своих создателей по тому или иному поводу. Но он это делает по-своему. Сразу вспоминается знаменитая Fables of Faubus классика Чарли Мингуса. Протестом против расовой дискриминации в Штатах был и фри-джаз, как таковой. Эта традиция жива и сегодня, примером чему служит новая работа темнокожего пианиста и органиста из Нью-Йорка Грегори Льюиса.
Льюис заявил о себе мастерской игрой на Хэммонд-органе и альбомом, посвященным творчеству Телониуса Монка. Словосочетание Organ Monk стало его творческим псевдонимом, надо скащать, весьма громким. Потом был неожиданный на фоне предшественника альбом, посвященный джазовым стандартам. И вот – новый неожиданный поворот: альбом-сюита The Breathe Suite. Грегори работал над этим сочинением, получив поддержку в виде гранта «Общества камерной музыки» США. Широкий и гневный общественный резонанс, выливавшийся нередко в столкновения с полицией, поджоги и иные уличные беспорядки, вызвала целая серия фактов убийства полицейскими в разных городах США темнокожих соотечественников, которые стражам порядка казались вооруженными и опасными. Наверное, иногда это было так, наверное, иногда это было совсем не так, например, в случае гибели в Детройте семилетней девочки. Этот текст – не расследование, а рассказ о новой работе музыканта, которого эти события поразили в самое сердце.
«Я не могу протестовать, потому что в этом случае попаду в тюрьму. А если я попаду в тюрьму, без опеки останутся мои пять детей. И я делаю то, что я делаю: пишу музыку… Я хотел бы, чтобы эту запись услышал каждый… Если она хоть на мгновение утешит эти семьи (имеются ввиду семьи жертв полицейского насилия – прим. Л.А.), это то, что я действительно могу сделать» - так говорит о своем сочинении сам Грегори Льюис. Сюита состоит из пяти частей, в их названиях – имена жертв печальных событий: Chronicles Of Michael Brown, Aiyana's Jones Song, Eric Garner. Язык сочинения Грегори близок как академической традиции, так и джазовому авангарду. Неизменными партнерами его органа выступают в разных частях два дуэта гитара + ударные: в одних случаях известный гитарист Марк Рибо и ударник Нэшит Уэйтс, в других – Рон Джексон и Джереми Бин Клемонс. В трех частях звуковую палитру мощно расцвечивают духовые: тенор-саксофон Реджи Вудса и труба Райли Маллинса. Но всегда основой звучания остается Хэммонд лидера – иногда это короткие, но точные реплики в диалогах с другими инструментами, реже – развернутые сольные партии.
Музыка The Breathe Suite не проста для восприятия. Язык произведения достаточно сложен, напрмер, в девятнадцатиминутной первой части Chronicles Of Michael Brown, но подчас музыка достигает эмоциональных высот, особенно характерных, на мой вкус, в Aiyana's Jones Song. Учитывая тематику произведения, тут трудно говорить о некоем эстетическом удовольствии от прослушивания. The Breathe Suite – документ, яркая творческая и человеческая реакция талантливого музыканта на трагичные события. Думаю, такое определение тут наиболее уместно.
2017
5 tks / 45 mins
(Gregory Lewis – Hammond B3 org; Nasheet Waits (tks 1,4), Jeremy BEAN Clemons (tks 2,3,5) – dr; Mark Ribo (tks 1,4), Ron Jackson (tks 2,3,5) – g; Reggie Woods (tks 1,4,5) – ts; Riley Mullins (tks 1,4,5) – tp;)
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...
Лучшие записи Дона Шюгаркейн Харриса выходили под логотипом немецкого лейбла MPS Records. В этой связи «полакомиться» альбомами Шюгаркейна любители музыки могут только при переизданиях из обширных каталогов фирмы из Шварцвальда, в том ...
Именины сердца для любителей традиционного свингового джаза – а заодно трибьют яркой фигуре американской музыки и голливудского кино классического периода – а заодно живое свидетельство неразрывной связи поколений. Впрочем, обо всем по ...
Drifting In Silence – проект американского мультиинструменталиста и композитора из Северной Каролины Деррика Стембриджа. Существует он с 2004 года и за прошедшее время Деррик выпустил на своем лейбле Labile Records целую дюжину альбомов. Самый ...
Лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович наряду с другими достоинствами особо симпатичен тем, что круг музыкантов, входящих в его орбиту, не просто обширен, но еще и силен постоянно возникающими внутренними связями между музыкантами, ...