Theo Jörgensmann / Albrecht Maurer - Hymnen an die Nacht
15.08.2017
…Мягко, но решительно прорезает тишину кларнет, начиная свою партию. Через какое-то время на фоне его звучания вступает виола. Взаимодействуя друг с другом, вперед выходит голос то одного, то другого инструмента. Их тонкий диалог влечет слушателя все дальше и дальше. Каждый из инструменов ведет свою линию, чутко прислушиваясь и реагируя на движения партнера. Это очень динамичное, с постоянными сменами темпов и регистров звучания, и в то же время очень эмоциальное взаимодействие. Но вот плавно затухает звук кларнета, и вместе с ним, в трепетной вибрации, смолкает виола. Так выглядит Ein Unerschöpflicher Traum, стартовая композиция альбома Hymnen an die Nacht, записанного дуэтом немецких музыкантов Тео Йоргенсмана и Альбрехта Маурера. И в остальных восьми пьесах слушателя ждет столь же насыщенная звуковая атмосфера и столь же красивая, романтичная музыка для интеллектуального слушателя, в которой академические приемы органично сочетаются с джазовой импровизационностью. Я особо выделил бы в этой программе динамичную пьесу Das Alte Wird Hintangestellt и моего персонального фаворита альбома Des Morgenlands Ahnende, Blüthenreiche Weisheit.
Слово «романтизм» прозвучало чуть выше не случайно. Название альбома «Гимны к ночи» Йоргенсман и Маурер позаимствовали у раннего немецкого романтика конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века Новалиса, одноименное произведение которого было написано в 1800 году. И не только название, но и вся программа немецкого дуэта вдохновлена мистически-трагичным романтизмом ритмической прозы этого автора. И Йоргенсман, и Маурер принадлежат к числу видных мастеров немецкого джаза свободной формы. Тео доводилось работать с такими яркими музыкантами, как Пол МакКендлесс, Ли Кониц, Чарли Мариано, Кенни Уилер. Его несколько более молодой коллега сотрудничал с Карлой Блей, Барре Филипсом, Бобо Стенсоном, Норбертом Штайном (один из альбомов Штайна с участием Маурера обозревал и наш сайт). В качестве дуэта Тео и Альбрехт уже выпустили ранее один альбом. Как и в данном случае, он был записан лейблом Nemu Records из Кельна, фирмой, которую Альбрехт Маурер основал в свое время вместе с другим известным мастером немецкого джазового авангарда, хорошо знакомым нашим читателям ударником Клаусом Кугелем.
Hymnen an die Nacht музыканты записали в июне 2014 года в одной из немецких старинных церквей. Мне кажется, атмосфера храма с его древними стенами, слышавшими тысячи жарких молитв, обращенных к Создателю, идеально соответствует духу их музыки. И в то же время, даже если кому-то это кажется парадоксальным, Йоргенсман и Маурер обращены к будущему. Йоргенсман считает, что музыка дуэта посвящена в первую очередь творческой свободе. Именно в новом романтизме, зыбкой, как пламя свечи неопределенности, они видят источник креативности в мире, где все жестко детерминировано и разложено по полочкам. Слушателю судить, насколько Hymnen an die Nacht укладывается в эту теорию, но слушать музыку двух талантливых музыкантов будет в любом случае интересно.
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...
Лучшие записи Дона Шюгаркейн Харриса выходили под логотипом немецкого лейбла MPS Records. В этой связи «полакомиться» альбомами Шюгаркейна любители музыки могут только при переизданиях из обширных каталогов фирмы из Шварцвальда, в том ...
Именины сердца для любителей традиционного свингового джаза – а заодно трибьют яркой фигуре американской музыки и голливудского кино классического периода – а заодно живое свидетельство неразрывной связи поколений. Впрочем, обо всем по ...
Drifting In Silence – проект американского мультиинструменталиста и композитора из Северной Каролины Деррика Стембриджа. Существует он с 2004 года и за прошедшее время Деррик выпустил на своем лейбле Labile Records целую дюжину альбомов. Самый ...