Theo Jörgensmann / Albrecht Maurer - Hymnen an die Nacht
15.08.2017
…Мягко, но решительно прорезает тишину кларнет, начиная свою партию. Через какое-то время на фоне его звучания вступает виола. Взаимодействуя друг с другом, вперед выходит голос то одного, то другого инструмента. Их тонкий диалог влечет слушателя все дальше и дальше. Каждый из инструменов ведет свою линию, чутко прислушиваясь и реагируя на движения партнера. Это очень динамичное, с постоянными сменами темпов и регистров звучания, и в то же время очень эмоциальное взаимодействие. Но вот плавно затухает звук кларнета, и вместе с ним, в трепетной вибрации, смолкает виола. Так выглядит Ein Unerschöpflicher Traum, стартовая композиция альбома Hymnen an die Nacht, записанного дуэтом немецких музыкантов Тео Йоргенсмана и Альбрехта Маурера. И в остальных восьми пьесах слушателя ждет столь же насыщенная звуковая атмосфера и столь же красивая, романтичная музыка для интеллектуального слушателя, в которой академические приемы органично сочетаются с джазовой импровизационностью. Я особо выделил бы в этой программе динамичную пьесу Das Alte Wird Hintangestellt и моего персонального фаворита альбома Des Morgenlands Ahnende, Blüthenreiche Weisheit.
Слово «романтизм» прозвучало чуть выше не случайно. Название альбома «Гимны к ночи» Йоргенсман и Маурер позаимствовали у раннего немецкого романтика конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века Новалиса, одноименное произведение которого было написано в 1800 году. И не только название, но и вся программа немецкого дуэта вдохновлена мистически-трагичным романтизмом ритмической прозы этого автора. И Йоргенсман, и Маурер принадлежат к числу видных мастеров немецкого джаза свободной формы. Тео доводилось работать с такими яркими музыкантами, как Пол МакКендлесс, Ли Кониц, Чарли Мариано, Кенни Уилер. Его несколько более молодой коллега сотрудничал с Карлой Блей, Барре Филипсом, Бобо Стенсоном, Норбертом Штайном (один из альбомов Штайна с участием Маурера обозревал и наш сайт). В качестве дуэта Тео и Альбрехт уже выпустили ранее один альбом. Как и в данном случае, он был записан лейблом Nemu Records из Кельна, фирмой, которую Альбрехт Маурер основал в свое время вместе с другим известным мастером немецкого джазового авангарда, хорошо знакомым нашим читателям ударником Клаусом Кугелем.
Hymnen an die Nacht музыканты записали в июне 2014 года в одной из немецких старинных церквей. Мне кажется, атмосфера храма с его древними стенами, слышавшими тысячи жарких молитв, обращенных к Создателю, идеально соответствует духу их музыки. И в то же время, даже если кому-то это кажется парадоксальным, Йоргенсман и Маурер обращены к будущему. Йоргенсман считает, что музыка дуэта посвящена в первую очередь творческой свободе. Именно в новом романтизме, зыбкой, как пламя свечи неопределенности, они видят источник креативности в мире, где все жестко детерминировано и разложено по полочкам. Слушателю судить, насколько Hymnen an die Nacht укладывается в эту теорию, но слушать музыку двух талантливых музыкантов будет в любом случае интересно.
Приятная новость с испанского острова Ибица: Мюриэль Гроссман выносит на суд слушателей свой новый альбом Momentum. С живущей здесь австрийской саксофонисткой и композитором наши читатели уже имели возможность познакомиться по предыдущим работам: ...
Вначале было… Нет, это в Книге Книг вначале было Слово, а в представляемом сегодня проекте вначале была музыка. Басист и композитор из французского города Монтобан Дмитрий Токарев в 2016 году сочинил музыку для танцевального спектакля ...
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...