Theo Jörgensmann / Albrecht Maurer - Hymnen an die Nacht
15.08.2017
…Мягко, но решительно прорезает тишину кларнет, начиная свою партию. Через какое-то время на фоне его звучания вступает виола. Взаимодействуя друг с другом, вперед выходит голос то одного, то другого инструмента. Их тонкий диалог влечет слушателя все дальше и дальше. Каждый из инструменов ведет свою линию, чутко прислушиваясь и реагируя на движения партнера. Это очень динамичное, с постоянными сменами темпов и регистров звучания, и в то же время очень эмоциальное взаимодействие. Но вот плавно затухает звук кларнета, и вместе с ним, в трепетной вибрации, смолкает виола. Так выглядит Ein Unerschöpflicher Traum, стартовая композиция альбома Hymnen an die Nacht, записанного дуэтом немецких музыкантов Тео Йоргенсмана и Альбрехта Маурера. И в остальных восьми пьесах слушателя ждет столь же насыщенная звуковая атмосфера и столь же красивая, романтичная музыка для интеллектуального слушателя, в которой академические приемы органично сочетаются с джазовой импровизационностью. Я особо выделил бы в этой программе динамичную пьесу Das Alte Wird Hintangestellt и моего персонального фаворита альбома Des Morgenlands Ahnende, Blüthenreiche Weisheit.
Слово «романтизм» прозвучало чуть выше не случайно. Название альбома «Гимны к ночи» Йоргенсман и Маурер позаимствовали у раннего немецкого романтика конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века Новалиса, одноименное произведение которого было написано в 1800 году. И не только название, но и вся программа немецкого дуэта вдохновлена мистически-трагичным романтизмом ритмической прозы этого автора. И Йоргенсман, и Маурер принадлежат к числу видных мастеров немецкого джаза свободной формы. Тео доводилось работать с такими яркими музыкантами, как Пол МакКендлесс, Ли Кониц, Чарли Мариано, Кенни Уилер. Его несколько более молодой коллега сотрудничал с Карлой Блей, Барре Филипсом, Бобо Стенсоном, Норбертом Штайном (один из альбомов Штайна с участием Маурера обозревал и наш сайт). В качестве дуэта Тео и Альбрехт уже выпустили ранее один альбом. Как и в данном случае, он был записан лейблом Nemu Records из Кельна, фирмой, которую Альбрехт Маурер основал в свое время вместе с другим известным мастером немецкого джазового авангарда, хорошо знакомым нашим читателям ударником Клаусом Кугелем.
Hymnen an die Nacht музыканты записали в июне 2014 года в одной из немецких старинных церквей. Мне кажется, атмосфера храма с его древними стенами, слышавшими тысячи жарких молитв, обращенных к Создателю, идеально соответствует духу их музыки. И в то же время, даже если кому-то это кажется парадоксальным, Йоргенсман и Маурер обращены к будущему. Йоргенсман считает, что музыка дуэта посвящена в первую очередь творческой свободе. Именно в новом романтизме, зыбкой, как пламя свечи неопределенности, они видят источник креативности в мире, где все жестко детерминировано и разложено по полочкам. Слушателю судить, насколько Hymnen an die Nacht укладывается в эту теорию, но слушать музыку двух талантливых музыкантов будет в любом случае интересно.
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...
Далеко не в первый раз слушая музыку Роджера Дэвидсона, я уже имел возможность убедиться в горячей любви этого джазового пианиста и композитора из Нью-Йорка к латинской музыке и, в частности, к музыке Бразилии. Вот и новый альбом его трио составлен ...
Не знаю, какой смысл вкладывал американский трубач Рон Френсис Блэйк в название своего дебютного альбома, но в его рамках ассимиляция латинской музыки в джазе выглядит вполне органичной. Такой альянс, впрочем, кажется предопределенным всей ...
17 ноября 2017 года американскому тромбонисту Розвеллу Радду исполняется 82 года. В этот день лондонский лейбл RareNoise Records выпускает альбом Embrace, записанный квартетом во главе с этим выдающимся музыкантом, многократно признававшимся лучшим ...
Очень любопытный экскурс в прошлое благодаря новому сетевому переизданию от знаменитого немецкого лейбла из Шварцвальда MPS. Интересен он прежде всего первой встречей читателей нашего сетевого журнала с японским гитаристом Рю Кавасаки (р.1947). Рю ...
Три альбома за десять лет – это много или мало? Все относительно. Для команды, которая гонится за коммерческим успехом – безусловно, мало, для тех, кто записывает альбомы только тогда, когда им есть что сказать – ровно столько, ...
Нью-йоркский джазовый пианист и композитор Сэм Джавич в детстве был настоящим вундеркиндом. Уже в три года он начал импровизировать на фортепьяно, а в 11 лет выступал на сцене. Естественно, что его путь к профессиональной джазовой карьере был ...
Современный блюз из Канады, где погоду делают переселившиеся к северу от родных мест урожденные американцы: Билл Кинг и Шакура С’Айда. Семидесятилетний Билл – вообще фигура легендарная. Он начинал играть рок еще в 1966 году в Нью-Йорке с ...