Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый для меня альбом (при том, что дискография этого музыканта весьма обширна), где Ройтер единолично выступает в качестве лидера и композитора, что дает повод рассказать о нем несколько подробнее.
Маркус Ройтер родился в Липштадте в 1972 году. Музыкой начал заниматься с самого раннего детства, вначале как пианист, а затем как гитарист классического стиля. Круг музыкальных интересов (и глубоких профессиональных знаний) необычайно широк: академическая музыка, прог-рок, импровизационная музыка, разнообразная этника, электронная музыка. Как гитарист испытал сильное влияние Роберта Фриппа, у которого некоторое время учился. В духовном плане – последователь философии Георгия Гюрджиева. Себя считает в первую очередь композитором, автор многочисленных сочинений разного стиля. Выступал и записывался с очень многими исполнителями, часть его проектов упомянута в начале этого текста. Играл на разных гитарных гибридных инструментах в технике тэппинга, ныне играет на тач-гитарах собственного изобретения и, кстати, является обладателем авторского права на гитары этого наименования.
В альбоме Falling For Ascension, записанном за один день в апреле 2014 года в студии Высшей школы искусств в Берне, партнерами Маркуса выступают немецкий электронщик Тобиас Ребер и музыканты швейцарского минималистского квартета SONAR. Пикантность этого проекта заключается в том, что автор всех композиций 70-минутного альбома - … подросток 13 – 15 лет! Именно столько было Маркусу в 1985 – 87 годах, когда он сочинил эти темы. Все композиции представлены в виде модулей, расписанных в серийной додекафонной технике. Каждый из исполнителей приобретает свободу импровизации внутри модуля, выбирая время для перехода к следующему этапу. В результате и Conditions I – VI, и, особенно, финальная 22-хминутная пьеса Unconditional приобрели в строго регулярном монотонном ритме медитативные свойства, способные погрузить слушателя в настоящий транс! Добавьте к этому активное использование электроники, и вы получите удивительно яркий проект, сочетающий в себе свойства академического авангарда и импровизационной музыки. Его достоинства стоит оценить самому. Для меня же Falling For Ascension стал одним из самых интересных альбомов этого года.
(Markus Reuter - touch g U8, soundscapes; Tobias Reber - live electronics; Stephan Thelen, Bernhard Wagner - g; Christian Kuntner – bass g; Manuel Pasquinelli – dr;)
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...
Далеко не в первый раз слушая музыку Роджера Дэвидсона, я уже имел возможность убедиться в горячей любви этого джазового пианиста и композитора из Нью-Йорка к латинской музыке и, в частности, к музыке Бразилии. Вот и новый альбом его трио составлен ...
Не знаю, какой смысл вкладывал американский трубач Рон Френсис Блэйк в название своего дебютного альбома, но в его рамках ассимиляция латинской музыки в джазе выглядит вполне органичной. Такой альянс, впрочем, кажется предопределенным всей ...
17 ноября 2017 года американскому тромбонисту Розвеллу Радду исполняется 82 года. В этот день лондонский лейбл RareNoise Records выпускает альбом Embrace, записанный квартетом во главе с этим выдающимся музыкантом, многократно признававшимся лучшим ...
Очень любопытный экскурс в прошлое благодаря новому сетевому переизданию от знаменитого немецкого лейбла из Шварцвальда MPS. Интересен он прежде всего первой встречей читателей нашего сетевого журнала с японским гитаристом Рю Кавасаки (р.1947). Рю ...
Три альбома за десять лет – это много или мало? Все относительно. Для команды, которая гонится за коммерческим успехом – безусловно, мало, для тех, кто записывает альбомы только тогда, когда им есть что сказать – ровно столько, ...
Нью-йоркский джазовый пианист и композитор Сэм Джавич в детстве был настоящим вундеркиндом. Уже в три года он начал импровизировать на фортепьяно, а в 11 лет выступал на сцене. Естественно, что его путь к профессиональной джазовой карьере был ...
Современный блюз из Канады, где погоду делают переселившиеся к северу от родных мест урожденные американцы: Билл Кинг и Шакура С’Айда. Семидесятилетний Билл – вообще фигура легендарная. Он начинал играть рок еще в 1966 году в Нью-Йорке с ...
Недолго пришлось ждать продолжения очень приятного блюзового банкета, который дал своим альбомом Volume I ft Shakura S'Aida канадский ансамбль Saturday Nite Fish Fry. В обзоре того альбома я уже писал об истории этого коллектива и его главных ...
Саксофонист и певец, писатель и автор собственных песен Скотт Раминджер – южанин, он родился в Хантсвилле, Алабама, и, возможно поэтому, отдал свое сердце блюзу. В университете Теннесси Скотт получил диплом журналиста, но именно музыка ...