За много лет сотрудничества с журналом, а затем с сайтом «Jazz- Квадрат», мне впервые приходится сталкиваться со столь необычной работой. Разумеется, доводилось слушать вещи, где академическая музыка сочетается с джазом, в том числе авангардным, но по масштабу работы, дерзости замысла и уровню воплощения альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, который увидит свет 6 января 2017 года на лейбле Mulatta Records, для меня беспрецедентен.
Для начала я просто обязан немного рассказать об этом колоритном человеке. Мультиинструменталист Дэйв Солджер (р.1956) известен своими необычными проектами, вроде музыки для 14 слонов его Thai Elephant Orchestra, фри-джаза в исполнении маленьких детей и так далее. Он играет панк-классику с Soldier String Quartet, авангардный джаз с Уильямом Хукером и Аминой Клодиной Майерс, панк-блюз с группой The Kropotkins. Есть у него и работы в области оперной музыки, причем в сотрудничестве с такими знаковыми для мировой культуры людьми, как писатель Курт Воннегут или художники-концептуалисты, выходцы из СССР, Виталий Комар и Александр Меламид. Для полноты картины остается сказать, что «в миру» его зовут Дэвид Сульцер, и под этим именем он хорошо известен в научных кругах, как ученый – психоневролог, преподающий в Колумбийском университете.
Что же Солджер придумал на этот раз? The Eighth Hour of Amduat – это тоже своеобразная опера, в которой Солджер положил на музыку часть одного из древнейших текстов в истории человечества – так называемую «книгу Амдуат» - сакральный текст, относящийся ко временам древнеегипетского Нового царства, впервые обнаруженный на стене погребальной камеры фараона Тутмоса I. Текст, разделенный на 12 частей – часов, повествует о ночном путешествии бога Солнца-Ра по подземному миру, его пещерам, общению с подземными богами и демонами и последующему возрождению и появлению на небесном своде. Древние иероглифы специально для этого проекта египтолог Рита Лукарелли перевела на язык оперы – итальянский. Для реализации своего замысла Солджер собрал в высшей степени пеструю и высокопрофессиональную команду исполнителей.
Партию хозяйки погребальной ладьи исполняет солистка Метрополитен-Оперы в Нью-Йорке, меццо-сопрано Сахоко Сато Тимпоне, родом из Японии. Главным инструменталистом, солирующим в большинстве треков, в опере, где речь идет о Солнце-Ра, не мог не стать … правильно, нынешний лидер Sun Ra Arkestra, 93-х летний (!) Маршалл Аллен. Вместе с ним в проекте участвуют академическая, по преимуществу, скрипачка из Канады Ребекка Черри, ранее уже сотрудничавшая с Солджером, видный мастер музыки клезмер, кларнетист Майкл Виноград, джазовый гитарист Ник Миллевой, тромбонист, известный как джазовыми, так и клезмерскими проектами Дэн Блэксберг и целый ряд других музыкантов. Есть здесь и струнная группа, и женский хор.
Не могу сказать, что альбом оставил цельное впечатление. «Стыковка» оперных и авангардно-джазовых частей, для меня выглядит все же довольно «жесткой», хотя Солджер наполнил и те части, где солирует Сато Тимпоне (Mistress Prayer и Barcarolle) джазовым драйвом. Впечатлили соло скрипачки Черри в Netherworld Cavern и Tomb of the Gods Cavern. И просто великолепен своей неиссякаемой энергией, поразительной для столь почтенного возраста, ветеран авангардного джаза Маршалл Аллен, играющий на альт-саксофоне и электронном инструменте EVI. Наверняка, впечатления от этого проекта у каждого будут свои. Но в любом случае искренне рекомендую послушать The Eighth Hour of Amduat всем, кого привлекают вещи, выходящие за рамки привычных представлений.
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...
Далеко не в первый раз слушая музыку Роджера Дэвидсона, я уже имел возможность убедиться в горячей любви этого джазового пианиста и композитора из Нью-Йорка к латинской музыке и, в частности, к музыке Бразилии. Вот и новый альбом его трио составлен ...
Не знаю, какой смысл вкладывал американский трубач Рон Френсис Блэйк в название своего дебютного альбома, но в его рамках ассимиляция латинской музыки в джазе выглядит вполне органичной. Такой альянс, впрочем, кажется предопределенным всей ...