Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого лейбла Unseen Rain Records, состоит из людей, безусловно, левых убеждений – как в искусстве, так и в политике. Они организуют фестивали диссидентского искусства, участвуют в акциях протеста против избирательно агрессивных действий полиции в отношении темнокожих и так далее. Берусь предположить, что если они и участвовали в недавних президентских выборах в США, то их кандидатом был, конечно же, не Трамп, возможно, и не Клинтон, а, скорее, проигравший Клинтон на праймериз демократов Берни Сандерс или кто-то из независимых маргиналов еще более левых взглядов.
Саксофонист и композитор Рокко Джон Яковоне уже несколько лет сотрудничает с Unseen Rain. Вместе с представляемым сегодня и увидевшим свет 3 марта 2017 года альбомом с хиппистским названием Peace And Love его дискография включает четыре работы. Две последние, включая альбом 2015-го года Embrace The Change (рецензировался на нашем сайте) изданы именно этим лейблом. Рокко – опытный музыкант, учившийся в свое время у Сэма Риверса и Ли Коница. Много и плодотворно сотрудничал он со своим коллегой Уиллом Коннелом, открывавшим ему новые горизонты. Конелла не стало. И тогда Рокко Джон и его друзья, назвав себя The Improvisational Composer’s Ensemble, сыграли в известном нью-йоркском клубе The Stone концерт памяти ушедшего друга и единомышленника, составивший содержание альбома Peace And Love. В данном случае эти простые слова адресованы именно Уиллу Коннелу.
В составе музыкантов, вышедших в тот вечер на сцену The Stone, мы видим много знакомых имен. С Рокко Джоном Яковоне играл, скажем, участник его предыдущей квартетной записи гитарист Рич Розенталь. На перкуссионных инструментах работал известный нашим читателям по ряду альбомов Джон Пьетаро, а основным солистом, наряду с самим Рокко был тенор-саксофонист Рас Моше Барнетт, которого ранее мне слышать не доводилось, но чье имя знакомо по новостным лентам событий джазовой жизни Нью-Йорка. Музыканты исполнили три большие импровизационные композиции, уместившиеся в пределах шестнадцати – двадцати трех минут каждая. Во всех мы можем наблюдать сложное по структуре и полиритмическое по метроритму непрерывное развитие с переплетением голосов духовых, скрипки Саны Нагано и гитары Розенталя. Разумеется, исполняя джаз свободной формы в ХХI веке, невозможно исключить современные подходы к исполнению и взаимную диффузию стилистик (современный мэйнстрим, кстати, также немыслим без влияния илей авангарда). Тем не менее, вариант, предлагаемый Рокко и его коллегами, как мне кажется, наиболее близок к идеям родоначальников направления второй половины прошлого века. Лично мне наиболее близка оказалась вторая композиция альбома – Evolutions, но это уже вкусовое.
Что же до эмоциональной силы исполнения, то она неизменна от первой до последней ноты, взятой музыкантами. Покойся с миром, мы помним тебя с любовью – таков месседж послания Рокко Джона и его коллег ушедшему другу. Девиз лейбла Unseen Rain «Сделать невидимое слышимым» (Making The Invisible Audible) соблюден в этой музыке в полной мере.
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...
Лучшие записи Дона Шюгаркейн Харриса выходили под логотипом немецкого лейбла MPS Records. В этой связи «полакомиться» альбомами Шюгаркейна любители музыки могут только при переизданиях из обширных каталогов фирмы из Шварцвальда, в том ...
Именины сердца для любителей традиционного свингового джаза – а заодно трибьют яркой фигуре американской музыки и голливудского кино классического периода – а заодно живое свидетельство неразрывной связи поколений. Впрочем, обо всем по ...
Drifting In Silence – проект американского мультиинструменталиста и композитора из Северной Каролины Деррика Стембриджа. Существует он с 2004 года и за прошедшее время Деррик выпустил на своем лейбле Labile Records целую дюжину альбомов. Самый ...
Лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович наряду с другими достоинствами особо симпатичен тем, что круг музыкантов, входящих в его орбиту, не просто обширен, но еще и силен постоянно возникающими внутренними связями между музыкантами, ...