Творчество Энцо Рокко, известного итальянского джазового гитариста, играющего свободную импровизационную музыку, широко представлено на нашем сайте. Изучая рецензировавшиеся у нас работы Энцо и его дискографию в целом (весьма обширную: 14 альбомов), можно обнаружить, что любимые форматы итальянского гитариста – это трио и дуэты. Именно в таких составах он выступал на многочисленных фестивалях по всему миру и записывал свои лучшие альбомы – достаточно вспомнить проекты с Tubatrio, аргентинские и французские трио, дуэты с саксофонистами Карло Актисом Дато, Лолом Коксхиллом и Паоло Ледесма. Играл ранее Энцо Рокко и дуэты с ударными – я имею ввиду два трека из альбома 2000 года London Gigs со Стивом Ноублом и коллаборацию 2004 года с шотландским ударником Томом Банкрофтом. А вот с тех пор, если не ошибаюсь, таких эпизодов, по крайней мере, нашедших отражение в дискографии, я не нашел.
И вот – новый проект, где партнером Энцо стал его земляк, барабанщик Фердинандо Фарао. Имя его младшего брата, талантливого пианиста Антонио Фарао, играющего преимущественно мэйнстрим, можно найти в CD-обзорах на нашем сайте, а вот с Фердинандо раньше встречаться не доводилось, а жаль. Это очень известный драммер, бэнд-лидер и композитор, переигравший со множеством видных джазменов Европы и Америки и, пожалуй, более склонный к авангардному джазу, чем его брат. Их совместный с Энцо Рокко альбом был записан в декабре 2016 года в Кремоне, городе великих скрипичных мастеров. Он получил название Fields.
Не знаю, какие поля имели ввиду Энцо и Фердинандо. Возможно, речь идет о биополях, тех еще практически неизученных наукой тончайших взаимодействиях, которые обеспечивают полное взаимопонимание двух мастеров, играющих джаз свободной формы, на малопонятном простому смертному уровне. На первый взгляд, в композициях альбома гитара и ударные существуют сами по себе, каждый из музыкантов «гнет свою линию» независимо от коллеги. Но это далеко не так! Аритмичные брэйки Фердинандо теснейшим образом связаны с подчиненными своей внутренней логике пассажами Энцо. Это нелинейная связь, но она существует и работает, предоставляя музыкальным гурманам возможность насладиться и такими короткими эскизами, как двухминутная Fifty-fifty, и развернутыми полотнами, вроде финальной пьесы Les cloches. Партнер накладывает отпечаток на игру коллеги: в дуэтах с Карло Актис Дато стихия юмора отражается в игре Рокко, здесь в импровизациях Энцо я этого не услышал. Зато игра Энцо в Fields очень разнообразна. Чуть ли не в каждой пьесе он заставляет слушателя увидеть себя хоть чуть-чуть, но иным. Во Flout-off в диалог гитары и ударных вмешиваются конкретные звуки, а The Bow, самая, на мой взгляд, парадоксальная вещь альбома, выглядит так, будто Джимми Пейдж решил поиграть фри-джаз! Такая многоликость Энцо при неизменной поддержке его начинаний ударными делает каждую пьесу альбома очень интересной, в каждой вас будут ждать сюрпризы, и к финалу вы в полной мере сможете по достоинству оценить креативность, мастерство и творческую фантазию обоих музыкантов.
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...
Поиск философского камня, трансмутации химических элементов, получение золота из других веществ – вот обычные занятия алхимиков. Что имел ввиду молодой (26 лет) канадский басист и композитор Люк Селлик, называя одну из композиций своего ...
Продолжаем с интересом наблюдать за коллаборациями бразильского гитариста Лупы Сантьяго с европейскими партнерами. В прошлом году на сайте рецезировался альбом Ubuntu, который квартет Сантьяго записал в содружестве с австрийским тромбонистом Эдом ...