Творчество Энцо Рокко, известного итальянского джазового гитариста, играющего свободную импровизационную музыку, широко представлено на нашем сайте. Изучая рецензировавшиеся у нас работы Энцо и его дискографию в целом (весьма обширную: 14 альбомов), можно обнаружить, что любимые форматы итальянского гитариста – это трио и дуэты. Именно в таких составах он выступал на многочисленных фестивалях по всему миру и записывал свои лучшие альбомы – достаточно вспомнить проекты с Tubatrio, аргентинские и французские трио, дуэты с саксофонистами Карло Актисом Дато, Лолом Коксхиллом и Паоло Ледесма. Играл ранее Энцо Рокко и дуэты с ударными – я имею ввиду два трека из альбома 2000 года London Gigs со Стивом Ноублом и коллаборацию 2004 года с шотландским ударником Томом Банкрофтом. А вот с тех пор, если не ошибаюсь, таких эпизодов, по крайней мере, нашедших отражение в дискографии, я не нашел.
И вот – новый проект, где партнером Энцо стал его земляк, барабанщик Фердинандо Фарао. Имя его младшего брата, талантливого пианиста Антонио Фарао, играющего преимущественно мэйнстрим, можно найти в CD-обзорах на нашем сайте, а вот с Фердинандо раньше встречаться не доводилось, а жаль. Это очень известный драммер, бэнд-лидер и композитор, переигравший со множеством видных джазменов Европы и Америки и, пожалуй, более склонный к авангардному джазу, чем его брат. Их совместный с Энцо Рокко альбом был записан в декабре 2016 года в Кремоне, городе великих скрипичных мастеров. Он получил название Fields.
Не знаю, какие поля имели ввиду Энцо и Фердинандо. Возможно, речь идет о биополях, тех еще практически неизученных наукой тончайших взаимодействиях, которые обеспечивают полное взаимопонимание двух мастеров, играющих джаз свободной формы, на малопонятном простому смертному уровне. На первый взгляд, в композициях альбома гитара и ударные существуют сами по себе, каждый из музыкантов «гнет свою линию» независимо от коллеги. Но это далеко не так! Аритмичные брэйки Фердинандо теснейшим образом связаны с подчиненными своей внутренней логике пассажами Энцо. Это нелинейная связь, но она существует и работает, предоставляя музыкальным гурманам возможность насладиться и такими короткими эскизами, как двухминутная Fifty-fifty, и развернутыми полотнами, вроде финальной пьесы Les cloches. Партнер накладывает отпечаток на игру коллеги: в дуэтах с Карло Актис Дато стихия юмора отражается в игре Рокко, здесь в импровизациях Энцо я этого не услышал. Зато игра Энцо в Fields очень разнообразна. Чуть ли не в каждой пьесе он заставляет слушателя увидеть себя хоть чуть-чуть, но иным. Во Flout-off в диалог гитары и ударных вмешиваются конкретные звуки, а The Bow, самая, на мой взгляд, парадоксальная вещь альбома, выглядит так, будто Джимми Пейдж решил поиграть фри-джаз! Такая многоликость Энцо при неизменной поддержке его начинаний ударными делает каждую пьесу альбома очень интересной, в каждой вас будут ждать сюрпризы, и к финалу вы в полной мере сможете по достоинству оценить креативность, мастерство и творческую фантазию обоих музыкантов.
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...