Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это же… Да, это идиш, это язык ашкеназских евреев, и в переводе с идиша название коллектива выглядит так: «Мамин салат из баклажанов». Название, прямо скажем, весьма оригинальное даже для коллективов, играющих клезмер, а датский ансамбль специализируется именно на этом направлении.
Mames Babegenush отсчитывает свою историю с 2004 года. Начинал он с выступлений на еврейских свадьбах и бармицвах (торжествах в свяхи с религиозным совершеннолетием мальчиков), а сегодня является одним из известнейших коллективов Европы, исполняющих клезмер. В истории Mames Babegenush немало ярких страниц: это и так называемые «клезмерские атаки», когда ансамбль в духе хэппенинга разворачивал свою импровизированную сцену в разных уголках Копенгагена и начинал просто играть для случайных прохожих, и выступление по приглашению самого Дэвида Кракауэра, одного из главных авторитетов в мире клезмера, в его программе для молодых артистов в Карнеги Холл в Нью-Йорке (2008), и выступление на фестивале оперной музыки в Копенгагене, где ансамбль вместе с большой группой академических вокалистов исполнял специально аранжированные Николаем Корнерупом фрагменты из опер Вагнера, Штрауса и Россини (2012). Разумеется, у Mames Babegenush накопился уже богатый опыт выступлений и на более привычных для себя фестивалях клезмерской музыки во многих странах Европы и США. Из них особенно памятен коллективу успех на 2 международном конкурсе еврейской музыки в Амстердаме в 2010 году, где Mames Babegenush собрал сразу три награды, в том числе специальную премию жюри и премию зрительской аудитории. Собралась у ансамбля и приличная дискография, в которой представляемый нами альбом Mames Babegenush with Strings, выпущенный немецким лейблом Galileo, стал уже пятым.
Название альбома в этот раз предельно конкретно: это действительно Mames Babegenush с привлечением струнных, классического камерного квинтета со скрипками, альтом и виолончелями. Уже стартовая пьеса Tornado Albastru демонстрирует результат столь неожиданного альянса: вступление и финал торжественно играют струнные, а между ними царит безудержное веселье от самого Mames Babegenush. Надо сказать, что в дальнейшем струнные более интегрированы в общий саунд коллектива. Как известно, клезмер – это народная светская музыка евреев Центральной и Восточной Европы. Но этот огромный мир, исчезнувший под нацистским сапогом, был также неоднороден. Само название датского коллектива показывает, что он сделал упор на музыку юго-восточных клезмеров – юг Украины, Молдова, Румыния и далее на Балканах. Именно там хорошо росли баклажаны, и еврейские мамы готовили из них вкусные салаты. В Беларуси или Литве клезмерская музыка несколько иная. А в Mames Babegenush with Strings мы слышим музыку, более характерную для упомянутых выше регионов. Темпераментные танцевальные темы, излучающие экстатическую радость, датские музыканты преподносят в таких композициях, как та же стартовая Tornado Albastru, Timofei’s Hora, My Turkish Princess и Podolian Prom. Но не только веселье (в котором, впрочем, всегда есть горчинка) характерно для клезмера. В джазе считают, что настоящее мастерство исполнителей проявляется не в темповых номерах, а в медленных балладах, где техническое несовершенство сложнее спрятать за пулеметным темпом. Если это правило распространить на клезмер, то грустные мелодии The Mist или Point 9 красноречиво говорят о высоком мастерстве музыкантов. Я искренне аплодирую всем участникам коллектива, но особенно хотел бы отметить игру на флюгельгорне и карманной трубе Бо Ранде – звук такой яркости и эмоциональной силы в клезмерской музыке могу припомнить лишь у Дэйва Дугласа, когда он участвовал в тех или иных нео-клезмерских проектах. Кларнет, саксофоны, аккордеон, работа ритм-группы у датчан - на самом высоком уровне. Играют они как традиционные темы, так и авторскую музыку, сочиненную и всеми вместе, и отдельными участниками ансамбля, в первую очередь аккордеонистом Николаем Корнерупом.
Ранее доводилось слушать клезмерскую музыку из США и Германии, Франции и Италии, Польши и России. Пятый альбом Mames Babegenush, ставший для нашего сайта первым знакомством с клезмером made in Denmark, демонстрирует удивительную встречу традиционных еврейских мелодий Юго-Восточной Европы с глубоким и обстоятельным менталитетом музыкантов из Скандинавии. Результаты этой встречи впечатляют, расширяя наши представления о возможностях клезмера и просто доставляя большое удовольствие.
страна: Бразилия, Германия, Куба, Македония, США, Швейцария
музыкальный стиль: мэйнстрим
Последний прижизненный альбом Литтл Джимми Скотта (1925-2014), который поступает в продажу 27 января, обещает стать событием для многочисленных поклонников удивительного таланта этого американского вокалиста. Я не буду здесь подробно останавливаться ...
Иногда они возвращаются … После тринадцатилетнего молчания участники супер-группы Jing Chi представляют на суд слушателей свой новейший альбом Supremо. Перерыв был довольно продолжительным, и, думаю, уместно, рассказать, что это за ансамбль и ...
Джазовая пианистка из Чикаго Джо Энн Доэрти выпускает свой третий по счету альбом Bring Joy. Довольно часто музыканты называют свои альбомы по наиболее «ударной» композиции из записанной программы. Но здесь – иной случай. В программе из десяти ...
музыкальный стиль: академическая музыка, кроссовер, эмбиент
Деньги. Пища. Секс. Внимание. Эти термины американский музыкант Джо ДеВита вынес на обложку нового альбома с необычным названием «Переосмысленная иерархия человеческих потребностей». Сразу вспоминается Pink Floyd уотерсовского периода со ...
Уже много лет слушаю американского гитариста Джона Стейна (все его диски выходят на Whaling City Sound и неизменно попадают в наши «CD-Обзоры») и каждой новой работой он не перестает приятно удивлять. На сей раз это дуэтный альбом, где ...
Мы привыкли к тому, что бразильские джазовые музыканты великолепно играют босса-нову, не говоря уже о самбе – чисто бразильском явлении. Мы привыкли к тому, что американские джазовые музыканты охотно обращаются к бразильскому музыкальному ...
музыкальный стиль: авангард, африканская музыка, прог-рок, кроссовер, эмбиент, этно-джаз
Итак, Summa. Это уже второй альбом в дискографии Jü (вновь под логотипом лондонской RareNoise Records), но, пожалуй, только здесь трио из Будапешта в полном масштабе представляет на суд слушателей свои творческие концепции. Дело в том, что ...
Пресс-релизы аттестуют музыку гитариста из Бостона Джастина Пайпера, как эсид-джаз. Этот популярный в 90-е годы термин в наши дни как-то незаметно вышел из употребления, но вот применительно к Пайперу запылившийся ярлычок извлечен из небытия. ...
Флорида – Нью-Йорк – по этому маршруту проследовали многие джазовые музыканты, впоследствии ставшие знамениитостями, достаточно вспомнить хотя бы Кеннонболла Оддерли. Такое путешествие проделала в 2014 году и молодая пианистка / певица ...
музыкальный стиль: блюз Дельты, блюз-рок, современный блюз
Гитарист и певец, композитор, аранжировщик и продюсер Кевин Мэйнс родился и вырос во Флориде. Название этого «Солнечного штата», как его называют в Америке, ассоциируется прежде всего с солнцем, морем и пальмами южного побережья ...
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...