Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это же… Да, это идиш, это язык ашкеназских евреев, и в переводе с идиша название коллектива выглядит так: «Мамин салат из баклажанов». Название, прямо скажем, весьма оригинальное даже для коллективов, играющих клезмер, а датский ансамбль специализируется именно на этом направлении.
Mames Babegenush отсчитывает свою историю с 2004 года. Начинал он с выступлений на еврейских свадьбах и бармицвах (торжествах в свяхи с религиозным совершеннолетием мальчиков), а сегодня является одним из известнейших коллективов Европы, исполняющих клезмер. В истории Mames Babegenush немало ярких страниц: это и так называемые «клезмерские атаки», когда ансамбль в духе хэппенинга разворачивал свою импровизированную сцену в разных уголках Копенгагена и начинал просто играть для случайных прохожих, и выступление по приглашению самого Дэвида Кракауэра, одного из главных авторитетов в мире клезмера, в его программе для молодых артистов в Карнеги Холл в Нью-Йорке (2008), и выступление на фестивале оперной музыки в Копенгагене, где ансамбль вместе с большой группой академических вокалистов исполнял специально аранжированные Николаем Корнерупом фрагменты из опер Вагнера, Штрауса и Россини (2012). Разумеется, у Mames Babegenush накопился уже богатый опыт выступлений и на более привычных для себя фестивалях клезмерской музыки во многих странах Европы и США. Из них особенно памятен коллективу успех на 2 международном конкурсе еврейской музыки в Амстердаме в 2010 году, где Mames Babegenush собрал сразу три награды, в том числе специальную премию жюри и премию зрительской аудитории. Собралась у ансамбля и приличная дискография, в которой представляемый нами альбом Mames Babegenush with Strings, выпущенный немецким лейблом Galileo, стал уже пятым.
Название альбома в этот раз предельно конкретно: это действительно Mames Babegenush с привлечением струнных, классического камерного квинтета со скрипками, альтом и виолончелями. Уже стартовая пьеса Tornado Albastru демонстрирует результат столь неожиданного альянса: вступление и финал торжественно играют струнные, а между ними царит безудержное веселье от самого Mames Babegenush. Надо сказать, что в дальнейшем струнные более интегрированы в общий саунд коллектива. Как известно, клезмер – это народная светская музыка евреев Центральной и Восточной Европы. Но этот огромный мир, исчезнувший под нацистским сапогом, был также неоднороден. Само название датского коллектива показывает, что он сделал упор на музыку юго-восточных клезмеров – юг Украины, Молдова, Румыния и далее на Балканах. Именно там хорошо росли баклажаны, и еврейские мамы готовили из них вкусные салаты. В Беларуси или Литве клезмерская музыка несколько иная. А в Mames Babegenush with Strings мы слышим музыку, более характерную для упомянутых выше регионов. Темпераментные танцевальные темы, излучающие экстатическую радость, датские музыканты преподносят в таких композициях, как та же стартовая Tornado Albastru, Timofei’s Hora, My Turkish Princess и Podolian Prom. Но не только веселье (в котором, впрочем, всегда есть горчинка) характерно для клезмера. В джазе считают, что настоящее мастерство исполнителей проявляется не в темповых номерах, а в медленных балладах, где техническое несовершенство сложнее спрятать за пулеметным темпом. Если это правило распространить на клезмер, то грустные мелодии The Mist или Point 9 красноречиво говорят о высоком мастерстве музыкантов. Я искренне аплодирую всем участникам коллектива, но особенно хотел бы отметить игру на флюгельгорне и карманной трубе Бо Ранде – звук такой яркости и эмоциональной силы в клезмерской музыке могу припомнить лишь у Дэйва Дугласа, когда он участвовал в тех или иных нео-клезмерских проектах. Кларнет, саксофоны, аккордеон, работа ритм-группы у датчан - на самом высоком уровне. Играют они как традиционные темы, так и авторскую музыку, сочиненную и всеми вместе, и отдельными участниками ансамбля, в первую очередь аккордеонистом Николаем Корнерупом.
Ранее доводилось слушать клезмерскую музыку из США и Германии, Франции и Италии, Польши и России. Пятый альбом Mames Babegenush, ставший для нашего сайта первым знакомством с клезмером made in Denmark, демонстрирует удивительную встречу традиционных еврейских мелодий Юго-Восточной Европы с глубоким и обстоятельным менталитетом музыкантов из Скандинавии. Результаты этой встречи впечатляют, расширяя наши представления о возможностях клезмера и просто доставляя большое удовольствие.
Словно гейзер фонтанирует кубинская земля музыкальными талантами, горячими, как вода того же гейзера. Горячими – потому что горяча сама кубинская музыка, наполненная афро-кубинскими ритмами, столь темпераментными и зажигательными, что усидеть ...
Программу релизов 2017 года петербургский авангардный лейбл spina!rec открыл очередным сборником, который можно условно охарактеризовать, как «пиренейский проект». Здесь представлены записи двух инструментальных трио, схожих прежде всего ...
Межконтинентальный дуэт канадца Джейми Друэна и немца Ханнеса Лингенса записал эту программу в Берлине, в конце лета-начале осени 2013 года. Три с половиной года спустя она увидела свет на авангардной петербургской фирме Intonema. Alluvium вызывает ...
Когда на обложке альбома стоит имя лучшей сопрано-саксофонистки мира, уже понятно, что слушать надо. Насчет лучшей - это не журналистское преувеличение, а объективная данность: загляните, например, в списки лучших в этой номинации по анкетам ...
Брайан Линч, известный джазовый трубач и обладатель премии Грэмми за лучший альбом латинского джаза, запускает на своем лейбле Holistic MusicWorks новую серию релизов : Mentor Series. Первым альбомом, выпущенным Holistic MusicWorks в рамках этого ...
Народ коса – второй по численности в Южно-Африканской Республике, но в команде музыкантов, записывавших альбом «Король Коса», он представлен только одним человеком. Это Фейя Факу, трубач и один их наиболее ярких представителей ...
Название альбома басиста Джеффа Динглера «Транзитом» настроило меня на философский лад. Ведь что такое, в сущности, жизнь, как не транзитное движение от рождения до … И каждый стремится сделать этот транзитный путь как можно более ...
Сегодня Джефф Руперт и Ричард Дрекслер вместе преподают джаз в Университете Центральной Флориды в Орландо, причем Руперт является руководителем университетской джазовой программы. Но у каждого из них за плечами большая и славная карьера практикующих ...
Второй раз в течение одного года мы встречаемся с Джеффом Рупертом и Ричардом Дрекслером. В начале года это был их дуэтный альбом Imagination (поищите на сайте), а сейчас к двум многоопытным ветеранам и преподавателям из Университета Центральной ...
Низкий, густой голос тубы и нежное, прозрачное звучание гитары – сочетание, которое уже своей необычностью привлекает внимание к альбому дуэта Джима Селфа и Джона Чьодини. Оба музыканта живут в Лос-Анджелесе. Основная профессиональная ...
Последний прижизненный альбом Литтл Джимми Скотта (1925-2014), который поступает в продажу 27 января, обещает стать событием для многочисленных поклонников удивительного таланта этого американского вокалиста. Я не буду здесь подробно останавливаться ...
Иногда они возвращаются … После тринадцатилетнего молчания участники супер-группы Jing Chi представляют на суд слушателей свой новейший альбом Supremо. Перерыв был довольно продолжительным, и, думаю, уместно, рассказать, что это за ансамбль и ...