Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это же… Да, это идиш, это язык ашкеназских евреев, и в переводе с идиша название коллектива выглядит так: «Мамин салат из баклажанов». Название, прямо скажем, весьма оригинальное даже для коллективов, играющих клезмер, а датский ансамбль специализируется именно на этом направлении.
Mames Babegenush отсчитывает свою историю с 2004 года. Начинал он с выступлений на еврейских свадьбах и бармицвах (торжествах в свяхи с религиозным совершеннолетием мальчиков), а сегодня является одним из известнейших коллективов Европы, исполняющих клезмер. В истории Mames Babegenush немало ярких страниц: это и так называемые «клезмерские атаки», когда ансамбль в духе хэппенинга разворачивал свою импровизированную сцену в разных уголках Копенгагена и начинал просто играть для случайных прохожих, и выступление по приглашению самого Дэвида Кракауэра, одного из главных авторитетов в мире клезмера, в его программе для молодых артистов в Карнеги Холл в Нью-Йорке (2008), и выступление на фестивале оперной музыки в Копенгагене, где ансамбль вместе с большой группой академических вокалистов исполнял специально аранжированные Николаем Корнерупом фрагменты из опер Вагнера, Штрауса и Россини (2012). Разумеется, у Mames Babegenush накопился уже богатый опыт выступлений и на более привычных для себя фестивалях клезмерской музыки во многих странах Европы и США. Из них особенно памятен коллективу успех на 2 международном конкурсе еврейской музыки в Амстердаме в 2010 году, где Mames Babegenush собрал сразу три награды, в том числе специальную премию жюри и премию зрительской аудитории. Собралась у ансамбля и приличная дискография, в которой представляемый нами альбом Mames Babegenush with Strings, выпущенный немецким лейблом Galileo, стал уже пятым.
Название альбома в этот раз предельно конкретно: это действительно Mames Babegenush с привлечением струнных, классического камерного квинтета со скрипками, альтом и виолончелями. Уже стартовая пьеса Tornado Albastru демонстрирует результат столь неожиданного альянса: вступление и финал торжественно играют струнные, а между ними царит безудержное веселье от самого Mames Babegenush. Надо сказать, что в дальнейшем струнные более интегрированы в общий саунд коллектива. Как известно, клезмер – это народная светская музыка евреев Центральной и Восточной Европы. Но этот огромный мир, исчезнувший под нацистским сапогом, был также неоднороден. Само название датского коллектива показывает, что он сделал упор на музыку юго-восточных клезмеров – юг Украины, Молдова, Румыния и далее на Балканах. Именно там хорошо росли баклажаны, и еврейские мамы готовили из них вкусные салаты. В Беларуси или Литве клезмерская музыка несколько иная. А в Mames Babegenush with Strings мы слышим музыку, более характерную для упомянутых выше регионов. Темпераментные танцевальные темы, излучающие экстатическую радость, датские музыканты преподносят в таких композициях, как та же стартовая Tornado Albastru, Timofei’s Hora, My Turkish Princess и Podolian Prom. Но не только веселье (в котором, впрочем, всегда есть горчинка) характерно для клезмера. В джазе считают, что настоящее мастерство исполнителей проявляется не в темповых номерах, а в медленных балладах, где техническое несовершенство сложнее спрятать за пулеметным темпом. Если это правило распространить на клезмер, то грустные мелодии The Mist или Point 9 красноречиво говорят о высоком мастерстве музыкантов. Я искренне аплодирую всем участникам коллектива, но особенно хотел бы отметить игру на флюгельгорне и карманной трубе Бо Ранде – звук такой яркости и эмоциональной силы в клезмерской музыке могу припомнить лишь у Дэйва Дугласа, когда он участвовал в тех или иных нео-клезмерских проектах. Кларнет, саксофоны, аккордеон, работа ритм-группы у датчан - на самом высоком уровне. Играют они как традиционные темы, так и авторскую музыку, сочиненную и всеми вместе, и отдельными участниками ансамбля, в первую очередь аккордеонистом Николаем Корнерупом.
Ранее доводилось слушать клезмерскую музыку из США и Германии, Франции и Италии, Польши и России. Пятый альбом Mames Babegenush, ставший для нашего сайта первым знакомством с клезмером made in Denmark, демонстрирует удивительную встречу традиционных еврейских мелодий Юго-Восточной Европы с глубоким и обстоятельным менталитетом музыкантов из Скандинавии. Результаты этой встречи впечатляют, расширяя наши представления о возможностях клезмера и просто доставляя большое удовольствие.
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...
Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, ...
Для канадской вокалистки и автора собственных песен из Калгари Мауры Шафтоу Make Me A Memory – уже четвертый альбом. У нее приятный, теплый голос, тексты ее песен не банально рассказывают о любви, потерях, человеческих отношениях. Маура ...
Второй и уже наверняка последний альбом интернационального англо-итало-американского квартета. Первый, Blue from Heaven, был издан итальянским лейблом Dodicilune в 2012 году. Продюсер Габриэле Рампино вдохновил музыкантов на создание новой ...
В начале 90-х годов видный индийский музыкант Устад Хамид Хуссейн основал в США лейбл Aimrec, который специализируется на выпуске записей индийской классической музыки и world music. Его сын, таблист Инайет Хуссейн, рос уже в Штатах и здесь же ...
Месико – так, с ударением на первом слоге, звучит артистический псевдоним, под которым выступает итальянский певец, музыкант и композитор Паоло Маццакани. Этим необычным ником он обязан своему деду, который в начале ХХ века вернулся домой, в ...
Еще один фонографический дебют, но за этого дебютанта я отдал бы парочку вполне себе матерых джазовых волков. Майк Кейси, молодой саксофонист из Хартфорда, Коннектикут, взял за живое своим великолепным, сочным звуком, как на альте, так и на теноре, ...
Группе Mike Penny & his Moonshiners в этом году исполняется десять лет. И все эти годы Майк Пенни и его команда верны одной стилистике: они играют смесь буги, кантри-энд-вестерн, раннего рок-н-ролла и даже раннего ритм-энд-блюза, тонко и талантливо ...