И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает воспоминания о периоде несколько более раннем, коротком «золотом веке» рока, когда возникло целое направление, в рамках которого рок-музыканты интерпретировали на своем музыкальном языке произведения классики, ставшее частью того стиля, который мы сегодня чаще называем прог-рок, реже – арт-рок. Вспоминаются Procol Harum, Jethro Tull, голландцы Ekseption, и, конечно же, великолепные группы Кита Эмерсона – The Nice и Emerson, Lake & Palmer, с ее фундаментальной интерпретацией «Картинок с выставки» Мусоргского. Прог-роковое трио из Сан-Паулу через десятилетия принимает эстафету, представляя на суд публики целый альбом, посвященный музыке венгерского композитора Белы Бартока. Кстати, название альбома также явно ассоциируется с классическим для рока альбомом Deep Purple In Rock.
Гитарист Нельсон Коэльо, басист Габриэль Коста и ударник Фред Барли обосновывают свое обращение к музыке Бартока, помещая на обложке отрывок из эссе Бартока «Расовая чистота в музыке» (1942). Выдающийся композитор, пианист и этномузыколог был последовательным антифашистом и писал эти строки в эмиграции, в Нью-Йорке. Говоря только о музыке, он определяет нацистское понятие «расовой чистоты», как искусственный барьер, ведущий к стагнации и мешающий развитию музыкального искусства любого народа. Всей своей жизнью и творчеством Бела Барток (1881-1945) противостоял этим ублюдочным идеям коричневых уродов. Музыканты Dialeto под строками Бартока помещают и свой манифест, напоминают, что Сан-Паулу, их родной город, стал общим домом для эмигрантов из разных стран, и провозглашают идеи культурной и этнической интеграции, воплощая их в своей музыке, в частности – в альбоме Bartok In Rock.
Для программы альбома они отобрали две пьесы из бартоковского цикла Mikrokosmos (ор.113 и ор.149), весь цикл из шести румынских народных танцев и еще две композиции. Барток, как известно, больше всего писал для фортепьяно. В данном случае его музыка звучит в переложении для рок-трио, и уже стартовая Mikrokosmos 113 просто фонтанирует характерной энергетикой рока. Эту пьесу украсил еще своей игрой на скрипке гость проекта – британский скрипач Дэвид Кросс, участник легендарной группы King Crimson. «Румынские танцы» Бартока все вместе должны звучать, по замыслу композитора, чуть больше четырех минут. В исполнении Dialeto цикл растянулся более, чем на двадцать минут, и ни одна секунда из этого времени не показалась мне лишней! Это полнокровная рок-музыка, созданная с огромным уважением к оригиналу. Особенно эффектным мне показался Roumanian Folk Dances 2, где нарастающий постоянно темп превращает танец в настогящий вихрь! Впрочем, хороша здесь каждая пьеса, как и весь альбом. Не сомневаюсь, что после его прослушивания появится больше поклонников и у Dialeto, и у самого Бартока. Найти альбом можно по этому линку:
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...
Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, ...
Для канадской вокалистки и автора собственных песен из Калгари Мауры Шафтоу Make Me A Memory – уже четвертый альбом. У нее приятный, теплый голос, тексты ее песен не банально рассказывают о любви, потерях, человеческих отношениях. Маура ...
Второй и уже наверняка последний альбом интернационального англо-итало-американского квартета. Первый, Blue from Heaven, был издан итальянским лейблом Dodicilune в 2012 году. Продюсер Габриэле Рампино вдохновил музыкантов на создание новой ...
В начале 90-х годов видный индийский музыкант Устад Хамид Хуссейн основал в США лейбл Aimrec, который специализируется на выпуске записей индийской классической музыки и world music. Его сын, таблист Инайет Хуссейн, рос уже в Штатах и здесь же ...
Месико – так, с ударением на первом слоге, звучит артистический псевдоним, под которым выступает итальянский певец, музыкант и композитор Паоло Маццакани. Этим необычным ником он обязан своему деду, который в начале ХХ века вернулся домой, в ...
Еще один фонографический дебют, но за этого дебютанта я отдал бы парочку вполне себе матерых джазовых волков. Майк Кейси, молодой саксофонист из Хартфорда, Коннектикут, взял за живое своим великолепным, сочным звуком, как на альте, так и на теноре, ...
Группе Mike Penny & his Moonshiners в этом году исполняется десять лет. И все эти годы Майк Пенни и его команда верны одной стилистике: они играют смесь буги, кантри-энд-вестерн, раннего рок-н-ролла и даже раннего ритм-энд-блюза, тонко и талантливо ...
Миша – уменьшительная форма мужского имени Михаил. Так предпочитают называть себя работающие на Западе российские джазовые пианисты – Цыганов в Штатах и Альперин в Норвегии. Есть еще знаменитый джазовый авангардист, голландец Миша ...
Money & The Man – голландский дуэт, играющий в стиле гараж-блюз. Если вам не слишком понятен этот термин, возьмите блюз-рок, смешайте его с панком – и вы получите искомое. Существует этот дуэт с 2013 года. Его создали школьные приятели ...