Если вы слышали (а вы, скорее всего слышали, а, может быть, и слушали) известную мужскую вокальную группу из Южно-Африканской Республики Ladysmith Black Mambazo, сотрудничавшую с Полом Саймоном и удостоенную Грэмми, то новый релиз специализирующейся на этнической музыке британской компании ARC Music дает всем желающим прекрасную возможность познакомиться с аналогичным женским вариантом - вокальной группой Afrika Mamas из Дурбана, провинция КваЗулу-Натал. Afrika Mamas – уже тоже весьма раскрученный коллектив и тоже одна из визитных карточек страны. Afrika Mamas не только работают в том же стиле, что и Ladysmith Black Mambazo, - исикатамия (дословно: «ходить мягко»), вокальная акапелльная музыка, но и записывается на студии, принадлежащей сыну лидера Ladysmith. Сегодня на счету Afrika Mamas уже четыре альбома. Группа имеет ряд национальных премий, широко гастролирует, выступала во многих странах Европы, в США, в Китае.
Возник коллектив еще в 1998 году. «Конек» Afrika Mamas – это, естественно, этническая музыка народа зулу плюс ощутимый налет феминизма в его специфичном африканском варианте. Сегодня в группу входит шесть вокалисток, шесть одиноких женщин, у которых общим счетом одиннадцать детей. До гендерного равноправия в южноафриканском обществе еще далеко, и Afrika Mamas позиционируют себя, как голос женщин страны, где во всем доминируют мужчины. О чем они поют? Да обо всем, что их волнует, о самых повседневных, а значит и самых жгучих проблемах, что только прибавляет им популярности. Давайте, к примеру, пройдемся по программе представляемого альбома Iphupho. Название его стартовой (она же титульная) песни, сочиненной лидером группы Нтомбифути Лушабой, означает «Песня о мечте». Мечтает Лушаба, собственно, о том, что уже стало явью: представить музыку Afrika Mamas всему миру. А дальше идут песни о беспросветной нищете в сельских районах КваЗулу-Натал (LaphaKwaZulu), о ленивых и не желающих работать мужиках, которые, тем не менее, требуют, чтобы жена исправно подавала им еду (Ulwabishi), о сильных женщинах (Imbokodo), о том, как плохо, когда болеет мама (uMama Uyagula), о тяжком труде шахтеров (Emgodini), о любимом ребенке, которому поется колыбельная Thula Sana. Особняком стоит в программе песня, посвященная Нельсону Манделе, настоящий гимн Отцу Нации - Tata Madiba.
Что из себя представляет манера пения Afrika Mamas? Поначалу, с непривычки, можно испытать некоторый культурный шок. Но если вы любите афроамериканскую корневую музыку, то быстро найдете принципиальное сходство с вокалом женщин из Дурбана. Здесь, как и в working songs черных рабов в Америке, легших в основу духовной музыки афроамериканцев и последующих светских направлений, в основе лежит принцип call and response: один голос пропевает фразу – ему следует коллективный ответ остальных вокалистов. Разумеется, здесь мы имеем call and response с выраженным зулусским акцентом, но тем интереснее слушать эту музыку! Мне, к примеру, очень понравилась ритмичная Ispoki, очень красивая, одна из лучших на диске Imbokodo, ну а пальму первенства на этом альбоме я отдал бы просто великолепной, величественной, как спиричуэлс, Тhula Sana. Думаю, и Джордж Гершвин, автор знаменитой колыбельной Summertime, высоко оценил бы мощь и красоту этой колыбельной, родившейся в Южной Африке. Стоит составить собственное мнение и тем, кто читает эти строки.
Появление традиций – признак зрелости. Если довериться этому тезису, то именно в такой период вступил ансамбль из Петербурга Dead Frank. В этом году, как и в прошлом, Dead Frank пополнил свою дискографию двумя альбомами. После февральского ...
К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, ...
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...