Jane Ira Bloom - Wild Lines: Improvising Emily Dickinson
17.07.2017
Когда на обложке альбома стоит имя лучшей сопрано-саксофонистки мира, уже понятно, что слушать надо. Насчет лучшей - это не журналистское преувеличение, а объективная данность: загляните, например, в списки лучших в этой номинации по анкетам Ассоциации джазовых журналистов США за весь этот век, и вы убедитесь в этом. Кстати, и ареопаг критиков журнала DownBeat в 2017-м отвел ей привычное первое место в категории «сопрано-саксофон». Но и это еще не все. Дело в том, что в обширной дискографии Джейн Айры Блум (это ее семнадцатый альбом) представляемая сегодня работа уникальна. Мало того, что это очень большой труд: двойной альбом, почти два часа звучания, но это еще и первое в творчестве Блум обращение к слову, к поэзии.
И тут я не могу удержаться, чтобы хоть немного не рассказать об источнике вдохновения Джейн Айры: Wild Lines: Improvising Emily Dickinson основан на рефлексиях Блум на тему поэзии Эмили Дикинсон (1830-1866). Я впервые натолкнулся на это имя, будучи еще подростком. Несколько строк Дикинсон цитировал в одном из своих рассказов другой замечательный американский автор, Рэй Брэдбери. Уже тогда эта цитата произвела на меня глубокое впечатление. Позже я узнал, что Дикинсон – одна из крупнейших мастеров поэзии в американской литературе, намного, если хотите, почти на век, опередившая свое время. При жизни она опубликовала всего десять стихотворений (из почти двух тысяч написанных). Сегодня же это признанный и очень популярный классик. Ее стихи привлекают многих музыкантов. К ее лирике обращались Сэмюэл Барбер, Аарон Копленд, Андре Превин и многие другие. Теперь под обаяние ее поэзии попала и Джейн Айра Блум.
На этот проект Блум в 2015 году получила грант от одного из фондов, связанных с американским Обществом камерной музыки. В запись ее труды воплотились в апреле текущего года. После очень успешного прошлогоднего альбома Early Americans, записанного в формате трио, на этот раз Джейн Айра вернулась к квартетной форме, добавив к работавшей с ней на том альбоме ритм-группе Марк Элиас (контрабас) – Бобби Превитт (ударные) пианистку Даун Клемент. В каждом из дисков альбома – по пятнадцать композиций. На первом диске звучит чисто инструментальная музыка, квартет Блум исполняет ее композиции на темы произведений Эмили Дикинсон. На втором диске звучат (но уже совсем по-другому и в другой последовательности) те же пьесы, но уже в сопровождении живого слова: стихи и прозу Дикинсон читает актриса Дебора Раш. Так, дважды, звучат четырнадцать композиций. Финальная, пятнадцатая, в каждом альбоме – это интерпретация классики из The Great American Songbook, It’s Easy to Remember Роджерса и Харта: фирменный стиль Джейн Айры – в последних своих работах, словно подчеркивая преемственность и связь своего творчества с джазовым прошлым, она обязательно исполняет один эвергрин.
О самой музыке распространяться много не буду. Это надо слышать. Скажу только, что волшебный инструмент Блум, на мой вкус, конгениален поэтической основе. Импровизации сопрано-саксофона Джейн Айры и по ритму, и по эмоциональности звучания, и по виртуозности исполнения, созвучны глубоко философской лирике Дикинсон. На уровне поставленных задач выглядят и ее партнеры. Достойнейшая работа, поднимающая творчество Джейн Айры Блум, выдающегося джазового музыканта нашего времени, на новую ступень.
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...
Поиск философского камня, трансмутации химических элементов, получение золота из других веществ – вот обычные занятия алхимиков. Что имел ввиду молодой (26 лет) канадский басист и композитор Люк Селлик, называя одну из композиций своего ...
Продолжаем с интересом наблюдать за коллаборациями бразильского гитариста Лупы Сантьяго с европейскими партнерами. В прошлом году на сайте рецезировался альбом Ubuntu, который квартет Сантьяго записал в содружестве с австрийским тромбонистом Эдом ...
В 1967 году, пол-века назад, был выпущен альбом Are You Experienced. С той поры берет отсчет начало стремительной и короткой карьеры и, одновременно, крепнущей из года в год все прошедшие десятилетия всемирной славы гениального гитариста Джими ...
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...
Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько ...
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...
Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, ...