Knyaz Mishkin + V.Siamashka & Co - Improvisatorium
12.03.2017
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Похоже, при всей условности такого деления, выглядит ситуация и в Штатах, где центр – это два побережья (Нью-Йорк и Калифорния), а между ними – огромная провинция. А вот в маленьких странах, скажем, Литве или Голландии, на мой взгляд, такого резкого различия нет. В Клайпеде и Паневежисе, в Роттердаме и Делфте на джазовой сцене происходит не меньше интересного, чем в Вильнюсе, Каунасе и Амстердаме. Для Беларуси с ее территориальными и популяционными масштабами, опять-таки на мой взгляд, более органичен путь малых стран. И очень здорово, что ведущие импровизаторы страны, Леонид Нарушевич и Виктор Семашко со своими коллективами, стали предпринимать культурно-просветительские «набеги» в областные и районные центры Беларуси. Там наверняка немало талантливых практикующих музыкантов, которые, послушав «Князя Мышкина» и «Віктара Сямашку ды Кумпанію", дерзнут «выйти из тени». А для тех любителей музыки, кто устал от попсовой жвачки (эти ребята, хорошо знающие, «что нужно народу», гастролируют весьма интенсивно), значение таких концертов трудно переоценить.
Во время выступления Леонида и Виктора сотоварищи в Витебске, в лофте «Дитрих», 10 декабря 2016 года и родился альбом Improvisatorium. Вместе с Нарушевичем и Семашко в тот день на сцену выходили Денис Кудрявцев и Максим Ивкин. Кудрявцев-Ивкин-Семашко представляли V.Siamashka & Co (первый трек Impro объемом за двадцать минут), затем более короткую композицию Visa сыграл «Князь Мышкин» (Нарушевич-Ивкин), а потом все вместе «дали жару» в коллективной импровизации Torium, тоже более двадцати минут звучания. Так выглядят формально сюжет концерта и сюжет альбома. А по существу, по крайней мере, на мой взгляд, концерт и альбом стали … бенефисом Максима Ивкина!
Да простят меня маститые лидеры, они играли ничуть не слабее своего традиционно высокого уровня, но Максим меня в этой записи просто поразил. В первой композиции Виктор солировал на кларнете, Денис – на ударных, а Максим – на электрооргане. Да, солировали все трое – на то и импровизация – но совершенно неожиданно для меня именно инструмент Ивкина стал здесь формообразующим, именно он вел коллег за собой. Максим выжал здесь из электрооргана все, что только мыслимо и даже чуть больше! Во второй композиции «Князь Мышкин» представил дуэт гитары и голоса. Уже вокал Ивкина и тут был неподражаем. Как назвать, то что он делал под чуткий аккомпанемент гитары Нарушевича? «Силлабическое пение» - верно, но постно, «скэт-вокал» - слишком джазовый термин, от которого вокал Максима бесконечно далек. Пожалуй, достойного термина я тут не подберу. Сравнение – пожалуйста: в том же духе, но совсем по-иному работает в европейском импровизационном авангарде Фил Минтон. Вот на него чуть-чуть, по духу импровизации, это похоже. Слышал о готовящемся альбоме «Князя» с участием Ивкина, с нетерпением жду, предвкушаю. Что же до финального совместного аккорда, то он был достоин всего концерта в целом. Думаю, город Шагала, Малевича и «Славянского базара» такого еще не слышал. Я – тоже.
Брайан Линч, известный джазовый трубач и обладатель премии Грэмми за лучший альбом латинского джаза, запускает на своем лейбле Holistic MusicWorks новую серию релизов : Mentor Series. Первым альбомом, выпущенным Holistic MusicWorks в рамках этого ...
Народ коса – второй по численности в Южно-Африканской Республике, но в команде музыкантов, записывавших альбом «Король Коса», он представлен только одним человеком. Это Фейя Факу, трубач и один их наиболее ярких представителей ...
Название альбома басиста Джеффа Динглера «Транзитом» настроило меня на философский лад. Ведь что такое, в сущности, жизнь, как не транзитное движение от рождения до … И каждый стремится сделать этот транзитный путь как можно более ...
Сегодня Джефф Руперт и Ричард Дрекслер вместе преподают джаз в Университете Центральной Флориды в Орландо, причем Руперт является руководителем университетской джазовой программы. Но у каждого из них за плечами большая и славная карьера практикующих ...
Второй раз в течение одного года мы встречаемся с Джеффом Рупертом и Ричардом Дрекслером. В начале года это был их дуэтный альбом Imagination (поищите на сайте), а сейчас к двум многоопытным ветеранам и преподавателям из Университета Центральной ...
Низкий, густой голос тубы и нежное, прозрачное звучание гитары – сочетание, которое уже своей необычностью привлекает внимание к альбому дуэта Джима Селфа и Джона Чьодини. Оба музыканта живут в Лос-Анджелесе. Основная профессиональная ...
Последний прижизненный альбом Литтл Джимми Скотта (1925-2014), который поступает в продажу 27 января, обещает стать событием для многочисленных поклонников удивительного таланта этого американского вокалиста. Я не буду здесь подробно останавливаться ...
Иногда они возвращаются … После тринадцатилетнего молчания участники супер-группы Jing Chi представляют на суд слушателей свой новейший альбом Supremо. Перерыв был довольно продолжительным, и, думаю, уместно, рассказать, что это за ансамбль и ...
Джазовая пианистка из Чикаго Джо Энн Доэрти выпускает свой третий по счету альбом Bring Joy. Довольно часто музыканты называют свои альбомы по наиболее «ударной» композиции из записанной программы. Но здесь – иной случай. В программе из десяти ...
Деньги. Пища. Секс. Внимание. Эти термины американский музыкант Джо ДеВита вынес на обложку нового альбома с необычным названием «Переосмысленная иерархия человеческих потребностей». Сразу вспоминается Pink Floyd уотерсовского периода со ...
Уже много лет слушаю американского гитариста Джона Стейна (все его диски выходят на Whaling City Sound и неизменно попадают в наши «CD-Обзоры») и каждой новой работой он не перестает приятно удивлять. На сей раз это дуэтный альбом, где ...
Мы привыкли к тому, что бразильские джазовые музыканты великолепно играют босса-нову, не говоря уже о самбе – чисто бразильском явлении. Мы привыкли к тому, что американские джазовые музыканты охотно обращаются к бразильскому музыкальному ...