Knyaz Mishkin + V.Siamashka & Co - Improvisatorium
12.03.2017
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Похоже, при всей условности такого деления, выглядит ситуация и в Штатах, где центр – это два побережья (Нью-Йорк и Калифорния), а между ними – огромная провинция. А вот в маленьких странах, скажем, Литве или Голландии, на мой взгляд, такого резкого различия нет. В Клайпеде и Паневежисе, в Роттердаме и Делфте на джазовой сцене происходит не меньше интересного, чем в Вильнюсе, Каунасе и Амстердаме. Для Беларуси с ее территориальными и популяционными масштабами, опять-таки на мой взгляд, более органичен путь малых стран. И очень здорово, что ведущие импровизаторы страны, Леонид Нарушевич и Виктор Семашко со своими коллективами, стали предпринимать культурно-просветительские «набеги» в областные и районные центры Беларуси. Там наверняка немало талантливых практикующих музыкантов, которые, послушав «Князя Мышкина» и «Віктара Сямашку ды Кумпанію", дерзнут «выйти из тени». А для тех любителей музыки, кто устал от попсовой жвачки (эти ребята, хорошо знающие, «что нужно народу», гастролируют весьма интенсивно), значение таких концертов трудно переоценить.
Во время выступления Леонида и Виктора сотоварищи в Витебске, в лофте «Дитрих», 10 декабря 2016 года и родился альбом Improvisatorium. Вместе с Нарушевичем и Семашко в тот день на сцену выходили Денис Кудрявцев и Максим Ивкин. Кудрявцев-Ивкин-Семашко представляли V.Siamashka & Co (первый трек Impro объемом за двадцать минут), затем более короткую композицию Visa сыграл «Князь Мышкин» (Нарушевич-Ивкин), а потом все вместе «дали жару» в коллективной импровизации Torium, тоже более двадцати минут звучания. Так выглядят формально сюжет концерта и сюжет альбома. А по существу, по крайней мере, на мой взгляд, концерт и альбом стали … бенефисом Максима Ивкина!
Да простят меня маститые лидеры, они играли ничуть не слабее своего традиционно высокого уровня, но Максим меня в этой записи просто поразил. В первой композиции Виктор солировал на кларнете, Денис – на ударных, а Максим – на электрооргане. Да, солировали все трое – на то и импровизация – но совершенно неожиданно для меня именно инструмент Ивкина стал здесь формообразующим, именно он вел коллег за собой. Максим выжал здесь из электрооргана все, что только мыслимо и даже чуть больше! Во второй композиции «Князь Мышкин» представил дуэт гитары и голоса. Уже вокал Ивкина и тут был неподражаем. Как назвать, то что он делал под чуткий аккомпанемент гитары Нарушевича? «Силлабическое пение» - верно, но постно, «скэт-вокал» - слишком джазовый термин, от которого вокал Максима бесконечно далек. Пожалуй, достойного термина я тут не подберу. Сравнение – пожалуйста: в том же духе, но совсем по-иному работает в европейском импровизационном авангарде Фил Минтон. Вот на него чуть-чуть, по духу импровизации, это похоже. Слышал о готовящемся альбоме «Князя» с участием Ивкина, с нетерпением жду, предвкушаю. Что же до финального совместного аккорда, то он был достоин всего концерта в целом. Думаю, город Шагала, Малевича и «Славянского базара» такого еще не слышал. Я – тоже.
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...
Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько ...
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...
Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, ...
Для канадской вокалистки и автора собственных песен из Калгари Мауры Шафтоу Make Me A Memory – уже четвертый альбом. У нее приятный, теплый голос, тексты ее песен не банально рассказывают о любви, потерях, человеческих отношениях. Маура ...
Второй и уже наверняка последний альбом интернационального англо-итало-американского квартета. Первый, Blue from Heaven, был издан итальянским лейблом Dodicilune в 2012 году. Продюсер Габриэле Рампино вдохновил музыкантов на создание новой ...
В начале 90-х годов видный индийский музыкант Устад Хамид Хуссейн основал в США лейбл Aimrec, который специализируется на выпуске записей индийской классической музыки и world music. Его сын, таблист Инайет Хуссейн, рос уже в Штатах и здесь же ...
Месико – так, с ударением на первом слоге, звучит артистический псевдоним, под которым выступает итальянский певец, музыкант и композитор Паоло Маццакани. Этим необычным ником он обязан своему деду, который в начале ХХ века вернулся домой, в ...