Knyaz Mishkin + V.Siamashka & Co - Improvisatorium
12.03.2017
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Похоже, при всей условности такого деления, выглядит ситуация и в Штатах, где центр – это два побережья (Нью-Йорк и Калифорния), а между ними – огромная провинция. А вот в маленьких странах, скажем, Литве или Голландии, на мой взгляд, такого резкого различия нет. В Клайпеде и Паневежисе, в Роттердаме и Делфте на джазовой сцене происходит не меньше интересного, чем в Вильнюсе, Каунасе и Амстердаме. Для Беларуси с ее территориальными и популяционными масштабами, опять-таки на мой взгляд, более органичен путь малых стран. И очень здорово, что ведущие импровизаторы страны, Леонид Нарушевич и Виктор Семашко со своими коллективами, стали предпринимать культурно-просветительские «набеги» в областные и районные центры Беларуси. Там наверняка немало талантливых практикующих музыкантов, которые, послушав «Князя Мышкина» и «Віктара Сямашку ды Кумпанію", дерзнут «выйти из тени». А для тех любителей музыки, кто устал от попсовой жвачки (эти ребята, хорошо знающие, «что нужно народу», гастролируют весьма интенсивно), значение таких концертов трудно переоценить.
Во время выступления Леонида и Виктора сотоварищи в Витебске, в лофте «Дитрих», 10 декабря 2016 года и родился альбом Improvisatorium. Вместе с Нарушевичем и Семашко в тот день на сцену выходили Денис Кудрявцев и Максим Ивкин. Кудрявцев-Ивкин-Семашко представляли V.Siamashka & Co (первый трек Impro объемом за двадцать минут), затем более короткую композицию Visa сыграл «Князь Мышкин» (Нарушевич-Ивкин), а потом все вместе «дали жару» в коллективной импровизации Torium, тоже более двадцати минут звучания. Так выглядят формально сюжет концерта и сюжет альбома. А по существу, по крайней мере, на мой взгляд, концерт и альбом стали … бенефисом Максима Ивкина!
Да простят меня маститые лидеры, они играли ничуть не слабее своего традиционно высокого уровня, но Максим меня в этой записи просто поразил. В первой композиции Виктор солировал на кларнете, Денис – на ударных, а Максим – на электрооргане. Да, солировали все трое – на то и импровизация – но совершенно неожиданно для меня именно инструмент Ивкина стал здесь формообразующим, именно он вел коллег за собой. Максим выжал здесь из электрооргана все, что только мыслимо и даже чуть больше! Во второй композиции «Князь Мышкин» представил дуэт гитары и голоса. Уже вокал Ивкина и тут был неподражаем. Как назвать, то что он делал под чуткий аккомпанемент гитары Нарушевича? «Силлабическое пение» - верно, но постно, «скэт-вокал» - слишком джазовый термин, от которого вокал Максима бесконечно далек. Пожалуй, достойного термина я тут не подберу. Сравнение – пожалуйста: в том же духе, но совсем по-иному работает в европейском импровизационном авангарде Фил Минтон. Вот на него чуть-чуть, по духу импровизации, это похоже. Слышал о готовящемся альбоме «Князя» с участием Ивкина, с нетерпением жду, предвкушаю. Что же до финального совместного аккорда, то он был достоин всего концерта в целом. Думаю, город Шагала, Малевича и «Славянского базара» такого еще не слышал. Я – тоже.
Invanskrue – юбилейный, 25-й релиз петербургского лейбла Intonema Records. Не знаю, случайно или нет, но, на мой взгляд, абсолютно логично, что юбилейным стал альбом с участием основателя этого авангардного лейбла Ильи Белорукова. Вышел альбом ...
Serenity Knolls, в переводе что-то типа «Умиротворяющие сопки», - так называется центр по реабилитации наркоманов к северу от Сан-Франциско. Там в 1995 году умер во сне от сердечного приступа легендарный американский рок-музыкант, ...
Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его ...
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...
Каждое новое имя в мужском джазовом вокале – это событие. Претенденты в новые Эллинги и Портеры появляются значительно реже, чем претендентки на лавры Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Поэтому я ждал знакомства с новым альбомом певца из ...
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...
C Брэдом Майерсом, гитаристом из Цинцинатти, Огайо, мы уже знакомились в 2015 году, благодаря его альбому Prime Numbers. В марте 2017-го поступает в продажу его новый альбом Sanguinaria (Hopefulsongs). Но как же не похожи друг на друга эти две ...
Даже обложка этого альбома с традиционным фото исполнителей на обложке обращает память к добрым старым временам. Да и музыка альбома подстать обложке. Нет, это не джазовое ретро, это качественный современный джаз, основанный, однако, на проверенных ...
Забавное совпадение: два ведущих мастера импровизационной музыки в Беларуси, Виктор Семашко и Леонид Нарушевич, почти одновременно «засветились» в проектах, где главную роль играет мелодекламация. Сразу возникает соблазн сравнения, ...
Итак, «продолжение банкета» (см. на сайте рецензию на дебютный альбом проекта Бубен –Нарушевич – Байсан Bulbahuana) незамедлило последовать. Уже в конце апреля 2017 года трио запустило в Сеть свой новый альбом под ...
Дон Корнелл (1919-2004), чье настоящее имя звучало, как Луиджи Валаро, не достиг популярности Фрэнка Синатры, но был в США довольно известным певцом от сороковых до начала 60-х годов. Он еще застал эру свинга и эру биг-бэндов и продолжал петь даже в ...