Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с такими признанными мастерами британского авангарда, как Эван Паркер, Стив Рид, Джо Моррис. Он не только играет и сочиняет музыку в рамках собственного квартета и других проектов, но и пишет о ней. В данном проекте Лэш использует только электронику.Его партнер по данной работе Сет Кук работает звукорежиссером и играет на ударных. Он участвовал в группах Hunting Lodge и Defibrillators, является лидером некоторых собственных проектов и организует сольные перформансы, где использует в качестве перкуссии самые неожиданные предметы.
Свой совместный проект Доминик и Сет назвали Egregore. Этот термин требует хотя бы небольшого объяснения. Если верить определению Википедии, то «эгрегор» - это «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями группы (общности) людей и обретающий самостоятельное бытие; душа вещи (реликвии)». В этом смысле эгрегорами являются такие оказавшие сильнейшее влияние на историю человечества движения, как российский большевизм, итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, а в наши дни – исламский радикализм. Понятие «эгрегор» используется в различных эзотерических учениях, особенно в теософии. Далее идти по этой зыбкой и ненадежной почве я не стану, а только, вслед за авторами пресс-релиза на сайте лейбла, повторю: «Эгрегор? Решайте сами после прослушивания!»
Давайте перейдем лучше непосредственно к музыке. Музыкой в привычном понимании работу Лэша и Кука назвать сложно. Это очень радикальный и очень минималистичный эксперимент, предназначенный, конечно же, не для широкой публики. Моя жена, «застукавшая» автора сих строк за прослушиванием альбома без наушников, эту музыку, мягко говоря, не поняла. Внешне звучашая почти час композиция воспринимается, как ровный и неизменный электронный шум. Крайне медленно, я бы сказал, чудовищно медленно, в этой «ровности» начинаешь чувствовать некие «изгибы», девиации, изменения. Говорят, растения, деревья в том числе, способны воспринимать человеческую музыку. В таком случае, живущие по паре тысяч лет секвойи и баобабы восприняли бы такое звучание, как энергичный и даже стремительный бит. Но для человеческого уха это задача неподъемная. Понять, войти в музыку Лэша и Кука, в этот, я бы сказал, апофеоз минимализма, можно только при помощи предельной сосредоточенности и внимания. Думаю, постоянные слушатели экспериментального авангарда, составляющего основу каталога Intonema Records, способны принять этот вызов.
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...