Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с такими признанными мастерами британского авангарда, как Эван Паркер, Стив Рид, Джо Моррис. Он не только играет и сочиняет музыку в рамках собственного квартета и других проектов, но и пишет о ней. В данном проекте Лэш использует только электронику.Его партнер по данной работе Сет Кук работает звукорежиссером и играет на ударных. Он участвовал в группах Hunting Lodge и Defibrillators, является лидером некоторых собственных проектов и организует сольные перформансы, где использует в качестве перкуссии самые неожиданные предметы.
Свой совместный проект Доминик и Сет назвали Egregore. Этот термин требует хотя бы небольшого объяснения. Если верить определению Википедии, то «эгрегор» - это «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями группы (общности) людей и обретающий самостоятельное бытие; душа вещи (реликвии)». В этом смысле эгрегорами являются такие оказавшие сильнейшее влияние на историю человечества движения, как российский большевизм, итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, а в наши дни – исламский радикализм. Понятие «эгрегор» используется в различных эзотерических учениях, особенно в теософии. Далее идти по этой зыбкой и ненадежной почве я не стану, а только, вслед за авторами пресс-релиза на сайте лейбла, повторю: «Эгрегор? Решайте сами после прослушивания!»
Давайте перейдем лучше непосредственно к музыке. Музыкой в привычном понимании работу Лэша и Кука назвать сложно. Это очень радикальный и очень минималистичный эксперимент, предназначенный, конечно же, не для широкой публики. Моя жена, «застукавшая» автора сих строк за прослушиванием альбома без наушников, эту музыку, мягко говоря, не поняла. Внешне звучашая почти час композиция воспринимается, как ровный и неизменный электронный шум. Крайне медленно, я бы сказал, чудовищно медленно, в этой «ровности» начинаешь чувствовать некие «изгибы», девиации, изменения. Говорят, растения, деревья в том числе, способны воспринимать человеческую музыку. В таком случае, живущие по паре тысяч лет секвойи и баобабы восприняли бы такое звучание, как энергичный и даже стремительный бит. Но для человеческого уха это задача неподъемная. Понять, войти в музыку Лэша и Кука, в этот, я бы сказал, апофеоз минимализма, можно только при помощи предельной сосредоточенности и внимания. Думаю, постоянные слушатели экспериментального авангарда, составляющего основу каталога Intonema Records, способны принять этот вызов.
Пресс-релизы аттестуют музыку гитариста из Бостона Джастина Пайпера, как эсид-джаз. Этот популярный в 90-е годы термин в наши дни как-то незаметно вышел из употребления, но вот применительно к Пайперу запылившийся ярлычок извлечен из небытия. ...
Флорида – Нью-Йорк – по этому маршруту проследовали многие джазовые музыканты, впоследствии ставшие знамениитостями, достаточно вспомнить хотя бы Кеннонболла Оддерли. Такое путешествие проделала в 2014 году и молодая пианистка / певица ...
Гитарист и певец, композитор, аранжировщик и продюсер Кевин Мэйнс родился и вырос во Флориде. Название этого «Солнечного штата», как его называют в Америке, ассоциируется прежде всего с солнцем, морем и пальмами южного побережья ...
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...