Kurt Liedwart / Andrey Popovskiy / Martin Taxt - Hjem
04.08.2017
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой сфере сосредоточены именно в обеих российских столицах. И партнер Курта в этом проекте, петербуржец Андрей Поповский, - также один из самых заметных и креативных мастеров экспериментальной импровизации и, одновременно, арт-директор Галереи Экспериментального Звука. Оба эти имени должны быть знакомы читателям нашего сайта: альбомы (сольные или в коллаборации) с именами обоих музыкантов на обложках не раз рецензировались на jazzquad.ru. А вот с третьим участником данного проекта мы встречаемся впервые: это норвежец Мартин Такст. Это человек «той же группы крови», музыкант, получивший образование в Осло и Париже, игравший в различных авангардных коллективах, и, кстати, тоже совладелец небольшого независимого лейбла, выпускающего авангардную музыку, у себя на родине.
А играет Мартин на тубе. Этот духовой контрабас сравнительно редко слышишь сегодня и в традиционном джазе, и в мэйнстриме, и во фри-джазе. Не исключение тут и импровизационный авангард. Так что, естественное любопытство сразу привлекло внимание к Hjem, где туба Такста стала основной акустической составляющей проекта. Лидварт работал с компьютерным программным комплексом для работы со звуком и изображением ppooll, который входит в его арсенал выразительных средств уже почти двадцать лет и одним из первых пользователей которого он был в свое время. Поповский, помимо электронного оборудования, использовал различные объекты, а также виолу.
И, пожалуй, вопрос баланса, соотношения различных по происхождению и характеристикам звуков, их медленного, почти незаметного изменения, в этом электронно-акустическом проекте-исследовании стал самым интересным, именно за ним следишь с постоянным вниманием (иначе нельзя – потеряешь на миг концентрацию, и все действо превратится в маловнятный хаос) на протяжении почти получасовой сессии. Музыканты широко использовали шумы, конкретные звуки, небольшие беззвучные лакуны. При этом подчас электронные звуки приобретали характер естественных шумов, а низкий, ровный, практически без каких-либо модуляций, голос тубы напоминал электронное звучание.
В основе изображенной на обложке альбома объемной фигуры – треугольник, геометрически неизменяемая, устойчивая конфигурация. Мне кажется, что такой устойчивости при постоянно меняющемся соотношении звучаний удалось добиться и участникам этого проекта. А поклонники экспериментальной музыки, думаю, смогут оценить и посмаковать искусство трех звуковых алхимиков.
Продолжаем с интересом наблюдать за коллаборациями бразильского гитариста Лупы Сантьяго с европейскими партнерами. В прошлом году на сайте рецезировался альбом Ubuntu, который квартет Сантьяго записал в содружестве с австрийским тромбонистом Эдом ...
В 1967 году, пол-века назад, был выпущен альбом Are You Experienced. С той поры берет отсчет начало стремительной и короткой карьеры и, одновременно, крепнущей из года в год все прошедшие десятилетия всемирной славы гениального гитариста Джими ...
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...
Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько ...
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...
Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, ...
Для канадской вокалистки и автора собственных песен из Калгари Мауры Шафтоу Make Me A Memory – уже четвертый альбом. У нее приятный, теплый голос, тексты ее песен не банально рассказывают о любви, потерях, человеческих отношениях. Маура ...
Второй и уже наверняка последний альбом интернационального англо-итало-американского квартета. Первый, Blue from Heaven, был издан итальянским лейблом Dodicilune в 2012 году. Продюсер Габриэле Рампино вдохновил музыкантов на создание новой ...