Kurt Liedwart / Andrey Popovskiy / Martin Taxt - Hjem
04.08.2017
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой сфере сосредоточены именно в обеих российских столицах. И партнер Курта в этом проекте, петербуржец Андрей Поповский, - также один из самых заметных и креативных мастеров экспериментальной импровизации и, одновременно, арт-директор Галереи Экспериментального Звука. Оба эти имени должны быть знакомы читателям нашего сайта: альбомы (сольные или в коллаборации) с именами обоих музыкантов на обложках не раз рецензировались на jazzquad.ru. А вот с третьим участником данного проекта мы встречаемся впервые: это норвежец Мартин Такст. Это человек «той же группы крови», музыкант, получивший образование в Осло и Париже, игравший в различных авангардных коллективах, и, кстати, тоже совладелец небольшого независимого лейбла, выпускающего авангардную музыку, у себя на родине.
А играет Мартин на тубе. Этот духовой контрабас сравнительно редко слышишь сегодня и в традиционном джазе, и в мэйнстриме, и во фри-джазе. Не исключение тут и импровизационный авангард. Так что, естественное любопытство сразу привлекло внимание к Hjem, где туба Такста стала основной акустической составляющей проекта. Лидварт работал с компьютерным программным комплексом для работы со звуком и изображением ppooll, который входит в его арсенал выразительных средств уже почти двадцать лет и одним из первых пользователей которого он был в свое время. Поповский, помимо электронного оборудования, использовал различные объекты, а также виолу.
И, пожалуй, вопрос баланса, соотношения различных по происхождению и характеристикам звуков, их медленного, почти незаметного изменения, в этом электронно-акустическом проекте-исследовании стал самым интересным, именно за ним следишь с постоянным вниманием (иначе нельзя – потеряешь на миг концентрацию, и все действо превратится в маловнятный хаос) на протяжении почти получасовой сессии. Музыканты широко использовали шумы, конкретные звуки, небольшие беззвучные лакуны. При этом подчас электронные звуки приобретали характер естественных шумов, а низкий, ровный, практически без каких-либо модуляций, голос тубы напоминал электронное звучание.
В основе изображенной на обложке альбома объемной фигуры – треугольник, геометрически неизменяемая, устойчивая конфигурация. Мне кажется, что такой устойчивости при постоянно меняющемся соотношении звучаний удалось добиться и участникам этого проекта. А поклонники экспериментальной музыки, думаю, смогут оценить и посмаковать искусство трех звуковых алхимиков.
Пресс-релизы аттестуют музыку гитариста из Бостона Джастина Пайпера, как эсид-джаз. Этот популярный в 90-е годы термин в наши дни как-то незаметно вышел из употребления, но вот применительно к Пайперу запылившийся ярлычок извлечен из небытия. ...
Флорида – Нью-Йорк – по этому маршруту проследовали многие джазовые музыканты, впоследствии ставшие знамениитостями, достаточно вспомнить хотя бы Кеннонболла Оддерли. Такое путешествие проделала в 2014 году и молодая пианистка / певица ...
Гитарист и певец, композитор, аранжировщик и продюсер Кевин Мэйнс родился и вырос во Флориде. Название этого «Солнечного штата», как его называют в Америке, ассоциируется прежде всего с солнцем, морем и пальмами южного побережья ...
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...