Итак, Summa. Это уже второй альбом в дискографии Jü (вновь под логотипом лондонской RareNoise Records), но, пожалуй, только здесь трио из Будапешта в полном масштабе представляет на суд слушателей свои творческие концепции. Дело в том, что дебютный Jü Meets Møster был плодом коллаборации венгров с норвежским саксофонистом Кетилем Мёстером, и оставшиеся у меня после его прослушивания весьма позитивные впечатления приходится делить поровну между обеими сторонами, участвовавшими в проекте и гадать, кто что привнес в музыку того альбома. Мёстер, кстати, присутствует и в Summa, но уже только в ограниченной функции гостя в одной из композиций альбома, Partir, вместе с еще одним гостем, венгерским электронщиком Балинтом Больчо, а остальные восемь треков – это, так сказать, Jü в чистом виде.
Сразу же не могу вновь, как и в предыдущей рецензии не отметить, что Jü – коллектив, стилистику музыки которого просто невозможно определить каким-то одним термином, и в этом плане вполне логично, что ему нашлось место в каталоге RareNoise, лейбла, который принципиально работает с музыкой beyond the categories. Правда, по сравнению с Jü Meets Møster, в Summa коктейль по-венгерски смешан с несколько иными ингредиентами и в иных пропорциях. Пожалуй, авангардный новоджазовый компонент присутствует здесь в меньшей степени, зато по-прежнему много тяжелого рока и даже нойза, очень существенное место заняла электроника вкупе с разнообразными гитарными эффектами от Адама Месароша и Эрне Хока и, наконец, как никогда, раньше громко (во всех смыслах) заявила о себе world music. Но не думайте, что Jü обратились к венгерскому фольклору: ноток чардаша вы здесь не услышите. Jü тянет больше к экзотике, в первую очередь африканской, что не удивительно, если вспомнить, что барабанщик Андраш Хальмош когда-то профессионально играл марокканскую музыку гнава. Вот и сейчас и он, и гитарист Месарош играют в ряде треков на африканском струнном инструменте калимба.
Уже в стартовой композиции Lady Klimax под яростный ритм электронные звучания смешиваются с квазиафриканскими, что и позже повторяется не раз. В одних композициях (Summa, My Heart is Somewhere Else, Mongrel Mangrove) побольше нойза и электроники, в других (Socotra, Sinus Begena) превалируют этнические интонации. При этом архитектонику альбома Jü выстраивает весьма своеобразно: большие развернутые, почти эпические полотна, вроде блистательной двенадцатиминутной Jimma Blue, моего абсолютного фаворита программы, или почти столь же длинной Partir, где Кетиль Мёстер, кажется, вложил всю душу в звучание саксофона, чередуются с совсем крохотными пьесками до полутора минут звучания. Но это отнюдь не интерлюдии: и те же Socotra и Sinus Begena, и Keltner – это абсолютно законченные произведения со своей внутренней логикой и своеобразной красотой. Я бы не стал выделять кого-то персонально в этом венгерском трио: Jü выглядит абсолютно цельным монолитом, тут нет лидера и ассистирующих музыкантов, в их музыке важны все, и результат работы, надо сказать, впечатляет. А уж Jimma Blue можно слушать и слушать без перерыва (я так и сделал): настоящий праздник души!
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...
Поиск философского камня, трансмутации химических элементов, получение золота из других веществ – вот обычные занятия алхимиков. Что имел ввиду молодой (26 лет) канадский басист и композитор Люк Селлик, называя одну из композиций своего ...
Продолжаем с интересом наблюдать за коллаборациями бразильского гитариста Лупы Сантьяго с европейскими партнерами. В прошлом году на сайте рецезировался альбом Ubuntu, который квартет Сантьяго записал в содружестве с австрийским тромбонистом Эдом ...
В 1967 году, пол-века назад, был выпущен альбом Are You Experienced. С той поры берет отсчет начало стремительной и короткой карьеры и, одновременно, крепнущей из года в год все прошедшие десятилетия всемирной славы гениального гитариста Джими ...
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...
Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько ...
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...