Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект виолончелиста и композитора Гаэля Мевеля так и называется: Le Cercle. Автор живописи на лицевой стороне конверта Доминик Массе, написал также вместе с самим Мевелем и liner notes к альбому. Вместе они рассказали историю этого проекта.
Прежде всего отметим, что здесь нас встречает самый большой по формату ансамбль по сравнению с предыдущими изданиями Label Rives. Проект объединил основателей лейбла Гаэля Мевеля и Тьери Вазиньяка, а также игравшего с ними в Trio Rives (а ранее – и в других проектах) кларнетиста Жака Ди Донато с другими французскими музыкантами, чьи имена ранее в релизах Label Rives не встречались: трубачом Жан-Люком Капоццо, исполнителем на бас-кларнете Николасом Нажоттом, электронщиком Дьемо Шварцем и играющим на японской флейте сякухати Даниэлем Лиферманом. Вся музыка сочинена Мевелем. Альбом этот концертный, его запись состоялась 15 октября 2016 года в Доме японской культуры в Париже, но сам концерт был организован в высшей степени необычно, что составляло часть замысла создателей проекта.
Le Cercle - это «Круг». Эта геометрическая фигура имеет особое, подчас сакральное значение во многих культурах. Вспомним и Стоунхендж, и равенство короля Артура и его доблестных рыцарей за Круглым Столом, а уж коль упомянута Япония, то красный круг на национальном флаге Японии, хиномару, символизирует солнечный диск и с древних времен является символом императора Страны Восходящего Солнца. В том октябре 2016 года зрители, пришедшие на концерт, располагались в центре круга, по окружности которого заняли свои места все семеро музыкантов. Таким образом, волны звука накатывались на слушателей со всех сторон, погружая его в прямом смысле слова с головой в очень необычную музыку, большую, на три четверти часа звучания, сюиту в трех частях под названием «Шестой сон Натаниэля».
Как пишет в liner notes сам Мевель, это музыка на стыке западной и японской культуры, музыка, в которой заранее сочиненные пласты переплетены с импровизированными, а также с экспериментальным звучанием в виде разнообразных шумов. Мевель – не только музыкант, но и литератор, и большой поклонник кино, поэтому, как он говорит, здесь есть отзвуки кинематографа Ясудзиро Одзу и Акиры Куросавы, рефлексии на тему творчества Баха, Дебюсси, Дюка Эллингтона, Равеля, Гершвина, а также японской традиционной музыки. В это звучание вмонтированы голоса знаменитых кинозвезд: смех Биби Андерсон, речь Жанны Моро, другие отрывки. Трудно себе представить такую музыку? Я вас понимаю. Но, поверьте, еще труднее описать сложные динамические и тональные соотношения между глубокими, проникающими в самое сердце пассажами виолончели Мевеля, затейливыми линиями духовых, россыпью перкуссионной дроби Вазиньяка, электронными эффектами Шварца и тоскующим голосом сякухати Лифермана. При этом я отдаю себе отчет, что впечатления слушателя диска в стократ слабее того воздействия, которое испытали зрители в Доме японской культуры, помещенные в центр этого звукового континуума. Так что, если вам повезет услышать Le Cercle, изданный очень ограниченным тиражом, вы наверняка не один раз будете слушать эту удивительную музыку.
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...