Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с творчеством белорусско-французского музыканта. А потому – не обойтись без минимума биографических подробностей. Минчанин Дмитрий Токарев (р. 1969) получил академическое музыкальное образование в Минске и Зальцбурге, в качестве контрабасиста получил Гран-При на международном конкурсе в Минске в 1993 году, а с 1999 года живет во Франции, работая, как в сфере академической, так и импровизационной музыки. N.O.I.R. – один из последних его авторских сольных проектов (новую программу в его рамках Дмитрий показывал в Минске), а представляемый сегодня альбом был записан музыкантом в 2016 году.
Noir по-французски означает «черный», но в названии проекта между буквами есть еще и точки, так что по-английски это название представляет из себя аббревиатуру, расшифрованную на обложке альбома: No One Is Real. Вместе с названием самого альбома «НеВеселые картинки» все это настраивает потенциального слушателя на минорный лад. Но на деле восьмитрековая программа выглядит не столь уж безнадежно депрессивной. Возможно, «виной» тому разнообразие (если хотите – эклектичность) представленного материала. Но сначала – о выразительных средствах, которыми он создавался. По звучанию альбом – электронно-акустический. Если говорить об акустической составляющей, то звучание контрабаса Дмитрия здесь отнюдь не довлеет, это, скорее, очень дозированные штрихи, дополнительные, но эффектные краски в общем саунде. Другая часть – это разнообразнейшие конкретные звуки, используемые в композициях – скрипы, скрежеты и прочие шумы. Скажем, как разъяснил Дмитрий в письме автору этих строк, в композиции Mon Amour в качестве барабанной дроби использован белорусский дождь, падающий на цинковый отбойник на балконе сестры музыканта. Основа же звучания – синтезаторы и компьютерные звучания с активным использованием техники лупинга (в смысле – looping, русская калька этого термина выглядит просто отвратно, но, увы, уже широко вошла в обиход).
И все эти приемы помогают Токареву создавать очень разные по настроению композиции. Скажем, в Blessure под весьма акцентированный ритм Франсуа-Анри Сулье декламирует стихи французского поэта Жоржа Эрмана (Дмитрий живет в городе Монтобан, где в свое время жил и Эрман, слывший, кстати, большим любителем джаза и основавший здесь в 30-х годах джаз-клуб). Такое же сочетание электроники, конкретных шумов и поэтического слова (вновь Сулье читает Эрмана), но уже совсем иное по настроению, представляет из себя композиция с не нуждающимся в переводе названием Mon Amour. В двух треках, очень экспрессивном Spell и, особенно, финальном Azuma в музыку Токарева входит дальневосточная этника. В последней композиции прямо использована запись японского фольклорного коллектива, исполняющего старинную средневековую песню. А самой эффектной мне показалась самая длинная, одиннадцатиминутная композиция альбома с просто шикарным названием Nightingale’s Nightmare on the Night of the Long Knives («Ночной Кошмар Соловья В Ночь Длинных Ножей» - звучит, как название картины Дали). Вот это действительно сильно минорная вещь. Петлями нанизал Дмитрий на стержень этой завораживающе монотонной музыкальной драмы с ностальгическим (как мне показалось) акцентом невеселый русскоязычный диалог мужчины и женщины, в котором собеседники явно не слышат (не хотят слышать?) друг друга. Как-то сразу вспоминаешь, что экзистенциализм родился именно во Франции…
Вот таким оказалось знакомство с творчеством программно некоммерческого авангардного музыканта Дмитрия Токарева, которое рекомендую разделить со мной всем поклонникам нестандартной музыки. Найти альбом можно здесь:
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...