Nona Hendryx & Gary Lucas - The World of Captain Beefheart
13.01.2018
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ван Влит (1941-2010) – американский гитарист, певец, композитор, лидер группы Captain Beefheart & The Magic Band, а в последние тридцать лет жизни – отошедший от музыки художник, никогда не мог похвастаться успехами в хит-парадах, но зато сегодня его имя можно найти в любой рок-энциклопедии. Как и его друг Фрэнк Заппа, он оказал огромное влияние на многие последующие поколения музыкантов, развивших его идеи в области экспериментальной рок-музыки и блюз-рока. Гэри Лукас (р.1952), гитарист столь же легенданый, сколь и универсальный, сотрудничал с Леонардом Бернстайном и Лу Ридом, Алленом Гинзбергом и Брайаном Ферри, Патти Смит и Джеффом Бакли, а. с другой стороны, - с Ловано, Либмэном, Зорном, Суоллоу и другими звездами джаза. Лукас еще успел принять участие и в записи двух последних альбомов самого Кэптейна Бифхарта, будучи членом его Magic Band в 1980-82 г.г. Нона Хендрикс (р.1944) – имя, не менее легендарное. Она входила в известное вокальное фанк-соул трио Labelle, а позднее поучаствовала в экспериментах «новой волны», сотрудничая с Talking Heads. Наконец, порадовала новая встреча с лейблом Knitting Factory, чьи диски с музыкой нью-йоркского даунтауна «Jazz-Квадрат» активно обозревал в конце 90-х – начале нулевых годов.
Хендрикс и Лукас относятся к давним поклонникам и пропагандистам творчества Кэптейна Бифхарта. Пару лет назад они приняли участие в большом концерте-трибьюте в его честь вместе с амстердамским филармоническим оркестром Metropole Orchestra (Бифхарт гордился своими голландскими корнями и добавил к своему имени характерную голландскую приставку “ван», чтобы подчеркнуть этот факт). Новый, уже студийный трибьют-альбом записывался в нью-йоркской сатудии Eastside Sound, а диск поступил в прдажу в ноябре 2017 года. В его записи принимали участие также клавишник Джордан Шапиро, игравший в ансамбле Гэри Лукаса Gods and Monsters, ударник Ричард Дворкин и басист Джесси Краков, ставший сопродюсером Лукаса в этом проекте.
В альбом вошло 12 композиций из разных альбомов Кэптейна Бифхарта, изданных в самое его плодотворное десятилетие – с конца 60-х до конца 70-х годов. Одна их них, Suction Prints, - чисто инструментальная, где Лукас нагядно продемонстрировал, почему он входит в когорту самых знаменитых гитаристов, а остальные – с вокалом Ноны Хендрикс. Особенно мощно и сочно ее голос звучит в блюз-роковых треках, таких, как Sun Zoom Spark, Sure 'Nuff 'N Yes I Do (по-моему, жемчужина альбома) и When It Blows Its Stacks. С годами ее голос практически ничего не утратил, блюз просто в крови у этой певицы, и, слушая альбом, я иногда грустно думал, что и Джэнис Джоплин могда бы так петь сегодня, доживи она до наших дней… Не менее интересны и композиции другой группы, олицетворяющие экспериментальное направление творчества Бифхарта. Тут упомяну прежде всего три минуты отменной психоделии в The Smithsonian Institute Blues (Or The Big Dig). Но в целом, независимо от настроения конкретной песни, альбом слушается на одном дыхании. Настоятельно рекомендую всем поклонникам классического рока и блюз-рока.
Мы привыкли к тому, что бразильские джазовые музыканты великолепно играют босса-нову, не говоря уже о самбе – чисто бразильском явлении. Мы привыкли к тому, что американские джазовые музыканты охотно обращаются к бразильскому музыкальному ...
Итак, Summa. Это уже второй альбом в дискографии Jü (вновь под логотипом лондонской RareNoise Records), но, пожалуй, только здесь трио из Будапешта в полном масштабе представляет на суд слушателей свои творческие концепции. Дело в том, что ...
Пресс-релизы аттестуют музыку гитариста из Бостона Джастина Пайпера, как эсид-джаз. Этот популярный в 90-е годы термин в наши дни как-то незаметно вышел из употребления, но вот применительно к Пайперу запылившийся ярлычок извлечен из небытия. ...
Флорида – Нью-Йорк – по этому маршруту проследовали многие джазовые музыканты, впоследствии ставшие знамениитостями, достаточно вспомнить хотя бы Кеннонболла Оддерли. Такое путешествие проделала в 2014 году и молодая пианистка / певица ...
Гитарист и певец, композитор, аранжировщик и продюсер Кевин Мэйнс родился и вырос во Флориде. Название этого «Солнечного штата», как его называют в Америке, ассоциируется прежде всего с солнцем, морем и пальмами южного побережья ...
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...