LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На нашем сайте обозревались альбомы Berserk, Soul Of An Octopus проекта O.R.k, Draugr проекта Obake, в которых он участвовал. Альбом Hypersomniac впервые несет на обложке его артистический ник LEF, как знак того, что это проект авторский. Мало того, это еще и весьма новаторская работа, показывающая широту таланта этого человека с совсем неожиданной, по крайней мере, для меня, стороны.
Дело в том, что LEF сочинил литературное произведение: антиутопию (или, как сейчас еще называют этот жанр, дистопию) Hypersomniac. Лоренцо описывает здесь малоприятное будущее общество, которое, как он считает, вполне может стать результатом хаоса, царящего сегодня в мире. Нана Октопус Далла Порта выполнила серию иллюстраций к Hypersomniac (одну из них мы видим на обложке альбома), а компьютерщик Пьер Луиджи Рокка помог превратить Hypersomniac в он-лайн интерактивный анимационный роман-комикс, саундтреком которого и является представляемый альбом. Работа над этим проектом, самым масштабным, дерзким по замыслу и уникальным по способу воплощения, заняла у Лоренцо Эспозито Форнасари не один год. В определенном смысле это вершина его творчества на сегодняшний день.
К созданию саундтрека LEF подошел очень тщательно, собрав большую международную команду музыкантов, с большинством из которых он уже работал ранее и хорошо представлял их потенциальные возможности. На басу здесь играет известный, в том числе по проектам RareNoise, американец Билл Ласуэлл. Пригласил LEF и шотландскую саксофонистку Ребекку Снеддон, звезду группы Free Nelson Mandoomjazz. Увидеть ее имя в списке участников мне было особенно приятно, так как этот коллектив отношу к числу своих самых любимых в каталоге RareNoisе. Впрочем, как могла не порадовать и новая встреча с прекрасным норвежским трубачом Нильсом Петером Мольваером, а также с целой бригадой его соотечественников: гитарист Эйвинд Аарсет играл вместе с LEFом в Berserk, клавишник и органист Стале Сторлеккен играл в группах Supersilent, Motorpsycho и Reflections In Cosmos, а ударник Кеннет Капстад также работал с Motorpsycho.
Что же у них получилось? LEF и сам не скрывает, что в работе над Hypersomniac он постоянно держал в памяти рок-оперу Tommy Питера Таунсенда и группы Who и концептуальные сюиты Роджера Уотерса и Pink Floyd, в первую очередь The Wall. Его детище по стилистике я отнес бы к прог-року с очень серьезным привкусом металла и толикой психоделики. Слушать эту сюиту из двенадцати треков очень любопытно. Тут есть и жесткие, кипящие страстями треки, вроде Parallel Powers, и короткие переходы-интермеццо, и спокойные, эмбиентные отрывки типа It's Alright, и эффектная финальная композиция Let the Sun Fall Apart, где влияние Pink Floyd чувствуется особенно явственно. Голос LEFа царит везде и идеально вписывается в канву каждой пьесы. Каких-то ярких сольных инструменталок я здесь не расслышал (а жаль – ждал их от Мольваера или Снеддон), ансамблевый саунд, очень плотный и интенсивный, в котором трудно вычленить отдельные инструменты, подчинен одной общей цели. И, похоже, она достигнута: LEFу и его коллегам удалось создать впечатляющее полотно, а уж его on-line воплощение, повторюсь, вообще уникально!
Появление традиций – признак зрелости. Если довериться этому тезису, то именно в такой период вступил ансамбль из Петербурга Dead Frank. В этом году, как и в прошлом, Dead Frank пополнил свою дискографию двумя альбомами. После февральского ...
К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, ...
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...