Lewis Porter / Phil Scarff Group - Three Minutes to Four
27.08.2017
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, возглавляемым Льюисом Портером и Филом Скарфом, качество удовлетворит самого пресыщенного гурмана. Эти люди делают свою работу на самом высоком уровне и делают ее с душой. Иначе, что заставило бы Фила, посетив вечером концерт одной из играющих world-jazz групп, потом всю ночь сочинять во сне и вскочить без трех минут четыре, чтобы побыстрее записать в нотах родившуюся во сне тему. Она превратилась в целую композицию на шесть с половиной минут, вошедшую в альбом группы Портера и Скарфа, который, как и сама пьеса, получил именно такое название: «Без трех минут четыре».
Пианист Льюис Портер – не только музыкант и композитор, игравший с такими асами, как Дэйв Либмэн или Марк Рибо и записавший за свою карьеру более 25 альбомов, но еще и педагог и писатель. Портер основал и возглавляет в университете Рутгерс в Нью-Джерси программу по изучению истории джаза, а также написал книгу о Джоне Колтрейне. У саксофониста и композитора Фила Скарфа в центре творческих интересов – индийская классическая музыка, которую он исполнял со многими крупнейшими индийскими мастерами, а также музыка Африки. Играл он в таких коллективах, как Aardvark Jazz Orchestra и Jazz Composers Alliance Orchestra, имеет на своем счету шесть альбомов в качестве лидера. Скарф возглавляет world-jazz группу Natraj, а вместе с Портером руководит представляемым сегодня коллективом, в который входят также преподающий в Беркли басист Джон Фанкхаузер и ударник Бертрам Леман.
Естественно, программа альбома Three Minutes to Four сложилась с учетом творческих интересов обоих лидеров: здесь есть композиции и Портера, и Скарфа. Последний принес в альбом несколько своих «индийских», то есть основанных на тех или иных классических североиндийских рагах, композиций. Связь с музыкой Индии в них самая прямая, но Скарф-композитор ни в одной из них не забывает и о джазовой составляющей, что в полной мере демонстрируют при исполнении и он сам, и его коллеги. Характерно, что музыканты не используют типично индийские инструменты, вроде табла или ситара, лишь звуками струн тамбуры Фил дополняет звучание своей линейки саксофонов (от сопранино до тенора) в большинстве пьес. Включено в альбом и еще одно объемное сочинение Скарфа – сюита Skies of South Africa в двух частях. В первой из них, Bird Songs of Hermanus, импровизации строятся на основе пения птиц, во множестве населяющих приморский заповедник близ городка Германус в ЮАР, а во второй Фил вновь использует в качестве основы для импровизации индийские раги. Из композиций Льюиса Портера я выделил бы Olivier, посвященную выдающемуся французскому классику музыки ХХ века Оливье Мессиану, чье творчество повлияло на многих новоджазовых музыкантов. А вот наиболее показательной для альбома считаю стартовую Journey, тоже сочиненную Портером. В ней как бы слились все три источника, питающие творчество этого коллектива – современная импровизационная новоджазовая музыка, влияние импрессионистской французской академической школы, в частности, Дебюсси, и, наконец, сложные африканские ритмические структуры (в данном случае - из Ганы).
Альбом рассчитан на подготовленного слушателя, и если упомянутый в начале текста рецепт вам подходит, Three Minutes to Four подарит вам много приятных минут.
Уже много лет слушаю американского гитариста Джона Стейна (все его диски выходят на Whaling City Sound и неизменно попадают в наши «CD-Обзоры») и каждой новой работой он не перестает приятно удивлять. На сей раз это дуэтный альбом, где ...
Мы привыкли к тому, что бразильские джазовые музыканты великолепно играют босса-нову, не говоря уже о самбе – чисто бразильском явлении. Мы привыкли к тому, что американские джазовые музыканты охотно обращаются к бразильскому музыкальному ...
Итак, Summa. Это уже второй альбом в дискографии Jü (вновь под логотипом лондонской RareNoise Records), но, пожалуй, только здесь трио из Будапешта в полном масштабе представляет на суд слушателей свои творческие концепции. Дело в том, что ...
Пресс-релизы аттестуют музыку гитариста из Бостона Джастина Пайпера, как эсид-джаз. Этот популярный в 90-е годы термин в наши дни как-то незаметно вышел из употребления, но вот применительно к Пайперу запылившийся ярлычок извлечен из небытия. ...
Флорида – Нью-Йорк – по этому маршруту проследовали многие джазовые музыканты, впоследствии ставшие знамениитостями, достаточно вспомнить хотя бы Кеннонболла Оддерли. Такое путешествие проделала в 2014 году и молодая пианистка / певица ...
Гитарист и певец, композитор, аранжировщик и продюсер Кевин Мэйнс родился и вырос во Флориде. Название этого «Солнечного штата», как его называют в Америке, ассоциируется прежде всего с солнцем, морем и пальмами южного побережья ...
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...