Если на мгновение забыть все, что мне известно об этом альбоме и его создателе, то я, пожалуй, не смог бы определить, из какой страны пришел линк с записью. Да, это безусловно, джаз, полнокровный, добротный мэйнстрим, выросший на щедро удобренной предшественниками постбоповой почве. Есть в нем и известная толика латинского звучания, но это сегодня настолько общепринято, что диск этот мог появиться везде – от Японии до Швеции, от США до Австралии – в наш век и джаз максимально глобализовался. Но на самом деле появился он в Бразилии и стал фонографическим дебютом в качестве лидера гитариста и композитора Винишиуса Гомеша.
Да, для многих Бразилия остается страной самбы и босса-новы. Но далеко не все бразильцы так считают, и Гомеш своей работой демонстрирует наглядно, что здесь любят и играют не только в этих ритмах. Тем более, что самбу боготворят в Рио, а Винишиус живет и работает в Сан-Паулу, городе с несколько иными музыкальными вкусами и традициями. Здесь он получил степень в местном университете, здесь играет с видными музыкантами Сан-Паулу – Даниэлем Де Паула, Гильерме Рибейро, Алешандре Сильверио, здесь он стал одним из лидеров квартета KVAR. Гомеш выступал уже во многих странах Южной Америке, ездил на гастроли и в Европу, в частности, в Швецию и Финляндию.
Свой дебютный альбом он назвал Resiliência, что можно перевести, как «Упругость». Что ж, это качество свойственно его музыке. Она действительно пульсирует, играет полиритмическим разнообразием, за которым в каждой композиции чувствуется надежный мелодико-гармонический каркас. Гитара лидера во многих пьесах альбома выходит на передний план, позволяя оценить мастерство Гомеша-гитариста: показательны тут такие треки, как Ano Novo, Quatro Bardos, Bom Dia. Гомеш-лидер бэнда проявляет себя хорошей координацией ансамблевого звучания и уровнем партнеров, подобранных им для этого проекта. Постоянно, наряду с ритм-группой, в составе присутствует саксофонист Родриго Урсайя, в нескольких треках к голосу его инструмента добавляется еще и труба, чаще – Рубиньу Антунеша. Он особенно хорош в Valsa, где очень приятное впечатление оставило и соло басиста Бруно Миготто. В звучание ряда композиций Гомеш ввел еще и струнный квартет, в оправданности чего я остался не совсем уверен. У самого же Винишиуса отлично отлажено взаимодействие с партнерами, особо же я отметил бы его дуэт с Урсайей в Labirinto, где последний сменил саксофон на флейту. Лишь в нескольких треках, особенно в Mou (лучшей, на мой вкус, композиции альбома) и Caminhos Abertos, можно расслышать латинские интонации отчетливо. Но в целом Resiliência – отличный пример того, что джаз по-бразильски может очень существенно отличаться от привычных стереотипов.
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...