Если на мгновение забыть все, что мне известно об этом альбоме и его создателе, то я, пожалуй, не смог бы определить, из какой страны пришел линк с записью. Да, это безусловно, джаз, полнокровный, добротный мэйнстрим, выросший на щедро удобренной предшественниками постбоповой почве. Есть в нем и известная толика латинского звучания, но это сегодня настолько общепринято, что диск этот мог появиться везде – от Японии до Швеции, от США до Австралии – в наш век и джаз максимально глобализовался. Но на самом деле появился он в Бразилии и стал фонографическим дебютом в качестве лидера гитариста и композитора Винишиуса Гомеша.
Да, для многих Бразилия остается страной самбы и босса-новы. Но далеко не все бразильцы так считают, и Гомеш своей работой демонстрирует наглядно, что здесь любят и играют не только в этих ритмах. Тем более, что самбу боготворят в Рио, а Винишиус живет и работает в Сан-Паулу, городе с несколько иными музыкальными вкусами и традициями. Здесь он получил степень в местном университете, здесь играет с видными музыкантами Сан-Паулу – Даниэлем Де Паула, Гильерме Рибейро, Алешандре Сильверио, здесь он стал одним из лидеров квартета KVAR. Гомеш выступал уже во многих странах Южной Америке, ездил на гастроли и в Европу, в частности, в Швецию и Финляндию.
Свой дебютный альбом он назвал Resiliência, что можно перевести, как «Упругость». Что ж, это качество свойственно его музыке. Она действительно пульсирует, играет полиритмическим разнообразием, за которым в каждой композиции чувствуется надежный мелодико-гармонический каркас. Гитара лидера во многих пьесах альбома выходит на передний план, позволяя оценить мастерство Гомеша-гитариста: показательны тут такие треки, как Ano Novo, Quatro Bardos, Bom Dia. Гомеш-лидер бэнда проявляет себя хорошей координацией ансамблевого звучания и уровнем партнеров, подобранных им для этого проекта. Постоянно, наряду с ритм-группой, в составе присутствует саксофонист Родриго Урсайя, в нескольких треках к голосу его инструмента добавляется еще и труба, чаще – Рубиньу Антунеша. Он особенно хорош в Valsa, где очень приятное впечатление оставило и соло басиста Бруно Миготто. В звучание ряда композиций Гомеш ввел еще и струнный квартет, в оправданности чего я остался не совсем уверен. У самого же Винишиуса отлично отлажено взаимодействие с партнерами, особо же я отметил бы его дуэт с Урсайей в Labirinto, где последний сменил саксофон на флейту. Лишь в нескольких треках, особенно в Mou (лучшей, на мой вкус, композиции альбома) и Caminhos Abertos, можно расслышать латинские интонации отчетливо. Но в целом Resiliência – отличный пример того, что джаз по-бразильски может очень существенно отличаться от привычных стереотипов.
В 1967 году, пол-века назад, был выпущен альбом Are You Experienced. С той поры берет отсчет начало стремительной и короткой карьеры и, одновременно, крепнущей из года в год все прошедшие десятилетия всемирной славы гениального гитариста Джими ...
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...
Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько ...
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...
Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, ...
Для канадской вокалистки и автора собственных песен из Калгари Мауры Шафтоу Make Me A Memory – уже четвертый альбом. У нее приятный, теплый голос, тексты ее песен не банально рассказывают о любви, потерях, человеческих отношениях. Маура ...
Второй и уже наверняка последний альбом интернационального англо-итало-американского квартета. Первый, Blue from Heaven, был издан итальянским лейблом Dodicilune в 2012 году. Продюсер Габриэле Рампино вдохновил музыкантов на создание новой ...
В начале 90-х годов видный индийский музыкант Устад Хамид Хуссейн основал в США лейбл Aimrec, который специализируется на выпуске записей индийской классической музыки и world music. Его сын, таблист Инайет Хуссейн, рос уже в Штатах и здесь же ...