Вы знаете, как собирают финский домик, замечательный быстровозводимый каркасный деревянный дом? Вместо длинных инструкций или видео-урока финский коллектив Horst Quartet предлагает вам аудио-урок или, скорее, саундтрек этого процесса в своем новом альбоме Edged Timbre, изданном петербургским авангардным лейблом Intonema Records.
Horst Quartet организовали в 2010 году четверо музыкантов из Хельсинки. Туукка Хаапакорпи изначально увлекался электронной музыкой, гитарист Лаури Хювяринен предпочитал нойз и эксперименты, как и саксофонист и пианист Танелли Витахунта и скрипач Херманни Юли-Тепса. Все четверо уже имели опыт участия в других коллективах, все четверо взяли курс на свободную импровизацию. Название своего коллектива музыканты взяли в честь знаменитого канадского летающего лыжника, прыгуна на лыжах с трамплина Хорста Булау, который в 1983 году в Чехии упал во время прыжка, но, каким-то чудом избежал серьезных повреждений. Видимо, парни считали избранное ими направление столь же рискованным.
Horst Quartet выпустил за прошедшие годы два кассетных альбома и два CD. Первоначальная направленность на свободную импровизацию постепенно сменилась все большим и большим креном в сторону экспериментальной музыки, что наглядно демонстрирует и Edged Timbre. До конца не уверен, просто ли я пошутил или Edged Timbre – действительно саундтрек вышеуказанного процесса, но и обложка альбома и сам характер звучания говорят, что ближе к истине последний вариант. По крайней мере, электроника и конкретные звуки явственно воспроизводят и визг бензопилы, и постукивание молотка параллельно шумам и робким звукам фортепьяно, скрипки, саксофона и электрогитары. В последних треках, Carpenter Ants («плотник» тоже не случаен!)и Actual Dimensions, ритмическая организация звука становится чуть более упорядоченной – очевидно, процесс идет к завершению… Вот такой саунд-эксперимент с истинно финской тематикой. А по сути, если говорить «высоким штилем», мне вдруг показалось, что эта экспериментальная музыка ХХI века чем-то близка поискам представителей советского авангарда 20-х и начала 30-х годов, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Татлина и других, стремившихся в разных сферах сблизить и чуть ли не сделать тождественными понятия «труд» и «искусство». Их творчество бурно развивалось, сильно повлияло на мировые тенденции, но все это продолжалось недолго, до тех пор, пока чугунная задница соцреализма не подмяла под себя все остальное… Не знаю, польстит участникам Horst Quartet или покоробит такое сравнение, но предложил бы поклонникам авангарда, которые будут слушать Edged Timbre и такую версию.
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...