Paul van Kemenade - Master of Lyric. Selected Works 1977 – 2017
03.02.2018
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, наконец, в третьих, 25 лет исполняется курируемому им музыкальному фестивалю Stranger Than Paranoia. И вот этот тройной юбилей ван Кеменаде отметил более чем достойно: сегодня мы представляем выпущенный по такому случаю роскошный альбом – бокс-сет из четырех компакт-дисков, охватывающих всю запечатленную на различных носителях долгую карьеру одного из виднейших новоджазовых музыкантов не только Голландии, но и Европы в целом. В альбом вошел и прекрасно изданный буклет с подробной биографией саксофониста от Ринуса ван дер Хейдена, полной дискографией, множеством редких фотографий. Альбом издан очень ограниченным тиражом – всего 700 экземпляров, у каждого из которых есть свой идентификационный номер.
Не скрою, мне было очень приятно получить от Пауля один из таких альбомов за номером 094. Вспомнилась фраза, написанная при обзоре одного из предыдущих дисков ван Кеменаде Kaisei Nari (2012): «Остается только пожалеть, что перед нами скромный, меньше часа альбом, а не обстоятельный бокс-сет, скажем, из трех CD, где совместное творчество ван Кеменаде со столь разными музыкантами было бы представлено гораздо шире.» Что ж, это пожелание оказалось даже перевыполненным: четыре диска дают полную ретроспекцию творчества мастера общей продолжительностью звучания более пяти часов, причем, что особенно важно, отбор композиций для нее сделал сам Пауль, это его, так сказать, творческая автобиография.
Наш сайт сотрудничает с Паулем ван Кеменаде довольно долго. Первый альбом с его участием, который мне довелось слушать и обозревать, датируется 2010 годом. Это был дуэт ван Кеменаде и пианиста Стевко Буша Contemplation. Но вот с более ранними его работами встречаться не доводилось, поэтому с обостренным интересом слушал первые два и частично третий диск: 1980 – 1997, 1998 -2006 и 2006-2010. Уже в первых треках нашлось подтверждение названию альбома: Master of Lyric. С огромным удовольствием слушал прочувствованные соло 24-х летнего ван Кеменаде в Maartse Buien (1984) с пластинки группы Palinckx & Palinckx и в авторской композиции Mo’s Mood (1994) уже 34-х летнего музыканта с одноименного диска его собственного квинтета. Трек There’s Always Something (1996) трио Podium c именитыми американскими гостями (Такума и другие) показал, что альт-саксофон Пауля вполне уверенно себя чувствует и в нео-фьюжн ритмах, а You Better Be Wrong (1997) c диска квинтета ван Кеменаде Live in Sweden добавил в общую картину и толику психоделического авангарда. Второй диск открывает очень многоплановая композиция La Dance Du Village (1998). Здесь ван Кеменаде выступает в роли сайдмена и его альт ведет очень красивый диалог в духе фламенко с гитарой лидера этого состава Мориса Линаарса. В треках этого диска мы впервые встречаемся с записями, где все громче звучат в исполняемой музыке этнические мотивы, в частности, африканские – композиция ван Кеменаде Soul’ Afrique исполняется его квинтетом с целой группой южноафриканских гостей, с которыми он будет много сотрудничать и впоследствии. Самым же удачным своим альбомом этого периода Пауль, похоже, считает A Night in Indonesia (2001), так как сразу три композиции с этого диска вошли в программу сборника. А вот в период 2006 – 2010 лучшим альбомом ван Кеменаде признает Two Horns And A Bass (2008) – в третьем диске мы находим сразу четыре композиции с этого альбома. Что ж, игру Пауля в титульной композиции из этой работы, а также в Goodbye Welcome и тонкость его взаимодействия с партнерами не могу не признать просто выдающимися. Приятно, что совпали наши мнения и по части того самого альбома Contemplation(2010), о котором шла речь выше. Я тоже особо выделяю в этой работе глубокие и оригинальные композиции Буша, основанные на духовной музыке русских композиторов Глазунова (Plotiju Usnuv) и Танеева (Gospodi Vozvach). И, наконец, четвертый, финальный диск сборника: 2010-2017. Здесь большинство композиций уже знакомы по альбомам, которые обозревались на сайте. Интрига для меня тут состояла прежде всего в ответе на вопрос: что же считает лучшим сам Пауль? С удовольствием переслушиваю и Kaisei (2012) из Kaisei Nari, где ван Кеменаде играет в трио с Аки Такасе и Ханом Беннинком, и два трека из второго дуэтного альбома с Бушем Dedication (2015) – For Russia With Love и Contemplation IX – For Paris, и сразу четыре трека из самой свежей работы музыканта Daytime Sketches (2017), где его партнерами стали бразильянка Мария Португал и ветеран голландского джаза Джаспер ван’т Хоф.
Закончен монументальный ретроспективный сборник, но творчество продолжается. Спасибо Пауль! Надеюсь услышать еще много твоей интересной и креативной музыки!
Группе Mike Penny & his Moonshiners в этом году исполняется десять лет. И все эти годы Майк Пенни и его команда верны одной стилистике: они играют смесь буги, кантри-энд-вестерн, раннего рок-н-ролла и даже раннего ритм-энд-блюза, тонко и талантливо ...
Миша – уменьшительная форма мужского имени Михаил. Так предпочитают называть себя работающие на Западе российские джазовые пианисты – Цыганов в Штатах и Альперин в Норвегии. Есть еще знаменитый джазовый авангардист, голландец Миша ...
Money & The Man – голландский дуэт, играющий в стиле гараж-блюз. Если вам не слишком понятен этот термин, возьмите блюз-рок, смешайте его с панком – и вы получите искомое. Существует этот дуэт с 2013 года. Его создали школьные приятели ...
Нет, это не брак фотографии. Именно так, размыто и не в фокусе выглядят музыканты группы Monoglot на обложке своего последнего пока альбома Wrong Turns And Dead Ends. Что в этом месседже? Возможно, парни хотели сказать: «дело не в наших лицах, ...
Четыре года спустя после дебютного альбома проект живущего в Осло британского клавишника Роя Пауэлла Mumpbeak представляет на суд публики и критики свою новую работу – Tooth. «Зубастый» альбом увидит свет в конце мая вновь под ...
Редкий алмаз извлекла из своих каталогов знаменитая немецкая компания MPS Records из Швацвальда для очередного сетевого переиздания 10 марта 2017 года. Дело в том, что MUMPS – проект «одноразовый». В 1977 году, почти ровно сорок ...
Приятная новость с испанского острова Ибица: Мюриэль Гроссман выносит на суд слушателей свой новый альбом Momentum. С живущей здесь австрийской саксофонисткой и композитором наши читатели уже имели возможность познакомиться по предыдущим работам: ...
Вначале было… Нет, это в Книге Книг вначале было Слово, а в представляемом сегодня проекте вначале была музыка. Басист и композитор из французского города Монтобан Дмитрий Токарев в 2016 году сочинил музыку для танцевального спектакля ...
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...