В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под скромным, но емким названием We Are – «Мы». Все эти годы, во всех работах Штайна и в названиях всех коллективов разных форматов, которые он создавал, фигурирует слово Patа. Пата-музыкой называет Норберт Штайн свое творчество вслед за литературным персонажем французского писателя конца ХIХ века Альфреда Жарри доктором Фаустроллем, придумавшим пата-физику – науку, не признающую никакой общепринятой логики и никаких канонов. Пата-музыка Норберта Штайна также отвергает любые творческие границы, и этого принципа Штайн последовательно придерживается все эти годы. Могу говорить об этом с уверенностью, поскольку уже более десяти лет наш сайт знакомит читателей со всеми работами немецкого музыканта.
В преломлении к практике теория пата-музыки воплощается в музыкальные произведения, котрые в большинстве своем можно отнести к новоджазовому авангарду, нередко сближающемуся и с современной академической музыкой и имеющего очень мало общего с американским straight-ahead джазом. Это очень европейская музыка, за которой стоят авангардные поиски модернистов самого разного толка. Не стал исключением и We Are. Альбом не назовешь концептуальным, объединенным общей идеей. Но чуть ли не в каждой из композиций альбома алогичная фриджазовая экспрессивность парадоксально переплетается с лиричным мелодизмом, сложные структурные построения неожиданно переходят в нарочито упрощенные мотивы. Тенор-саксофон Штайна то исследует когда-то существовавшие и погрузившиеся в мировой океан материки (Gondwana & Pangea), то переполняется грустью португальской музыки фаду (El Fado), то обращается к противоположностям (Polarity), то исследует тонкости древнеиндийских религиозно-философских учений (Diatonic Upanishad). Как обычно, все композиции альбома написал сам Норберт Штайн.
Привычный для него формат квартета сохранен и в этой работе, однако, состав Pata Messengers несколько изменился. На этот раз тенор-саксофону лидера ассистирует классическое джазовое фортепьянное трио: к работавшим в двух последних альбомах со Штайном басисту Йоше Детцу и ударнику Этьену Ниллесену добавился пианист Филип Зубек. Таким образом, электрогитару из все тех же двух последних альбомов Das Karussell и Friends & Dragons сменило акустическое фортепьяно. Но, несмотря на смену некоторых красок в палитре мастера, дух пата-музыки Норберта Штайна остался тем же, дух поиска, нонконформизма и впечатляющей креативности.
Нью-йоркский джазовый пианист и композитор Сэм Джавич в детстве был настоящим вундеркиндом. Уже в три года он начал импровизировать на фортепьяно, а в 11 лет выступал на сцене. Естественно, что его путь к профессиональной джазовой карьере был ...
Современный блюз из Канады, где погоду делают переселившиеся к северу от родных мест урожденные американцы: Билл Кинг и Шакура С’Айда. Семидесятилетний Билл – вообще фигура легендарная. Он начинал играть рок еще в 1966 году в Нью-Йорке с ...
Недолго пришлось ждать продолжения очень приятного блюзового банкета, который дал своим альбомом Volume I ft Shakura S'Aida канадский ансамбль Saturday Nite Fish Fry. В обзоре того альбома я уже писал об истории этого коллектива и его главных ...
Саксофонист и певец, писатель и автор собственных песен Скотт Раминджер – южанин, он родился в Хантсвилле, Алабама, и, возможно поэтому, отдал свое сердце блюзу. В университете Теннесси Скотт получил диплом журналиста, но именно музыка ...
Сертан – это бразильский «Дикий Запад», внутренние районы преимущественно Северо-Востока Бразилии. Как и в США, только самые смелые, отчаянные, с авантюрной жилкой в характере люди из числа освоивших побережье европейских ...
Что мы делаем, возвращаясь домой из туристической поездки? Выкладываем фотографии на компьютер, отбираем наиболее удачные кадры, составляем «фотоотчет» и с удовольствием показываем друзьям под собственный комментарий. Примерно так же ...
Дерзкое и неожиданное название альбома «Квантовая порнуха» сразу обращает на себя внимание. Так и представляешь стайки электронов, нейтрино и кварков в разных, так сказать, позициях. Придумали это название музыканты берлинской группы ...
Практически невозможно одним термином обозначить стилистику музыки израильской группы Soul Enema. Видимо, ближе всего к истине тут понятие «прог-рок»: недаром множество сайтов этой тематики откликнулось на новый, второй по счету, альбом ...
Первое, что видишь, попадая на сайт итальянского пиниста и композитора Стефано Травальини, - это две цитаты. Я не буду касаться их содержания, но показательно, что одно из высказываний, принятых, очевидно, Стефано в качестве его девиза, принадлежит ...
Мы не часто радуем любителей smooth-джаза обзорами альбомов этой стилистики, но представляемый сегодня альбом In Your Eyes должен нас отчасти извинить. Разумеется, судить его надо по «законам жанра», а в рамках этих законов он просто ...
Гитарист из Бостона, выпускник Университета МакГилл и Консерватории Новой Англии, Стив Билодо исповедует современную импровизационную музыку. Представляемый сегодня альбом Sun Through The Rain – третий в его дискографии. Предыдущая его работа ...
Стив Д’Анджело - весьма известный и разносторонний музыкант, работающий в разных сферах и играющий на разных инструментах, при том, что его главным «оружием» является гитара. Он много и успешно работает для телевидения, как в США, ...