В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под скромным, но емким названием We Are – «Мы». Все эти годы, во всех работах Штайна и в названиях всех коллективов разных форматов, которые он создавал, фигурирует слово Patа. Пата-музыкой называет Норберт Штайн свое творчество вслед за литературным персонажем французского писателя конца ХIХ века Альфреда Жарри доктором Фаустроллем, придумавшим пата-физику – науку, не признающую никакой общепринятой логики и никаких канонов. Пата-музыка Норберта Штайна также отвергает любые творческие границы, и этого принципа Штайн последовательно придерживается все эти годы. Могу говорить об этом с уверенностью, поскольку уже более десяти лет наш сайт знакомит читателей со всеми работами немецкого музыканта.
В преломлении к практике теория пата-музыки воплощается в музыкальные произведения, котрые в большинстве своем можно отнести к новоджазовому авангарду, нередко сближающемуся и с современной академической музыкой и имеющего очень мало общего с американским straight-ahead джазом. Это очень европейская музыка, за которой стоят авангардные поиски модернистов самого разного толка. Не стал исключением и We Are. Альбом не назовешь концептуальным, объединенным общей идеей. Но чуть ли не в каждой из композиций альбома алогичная фриджазовая экспрессивность парадоксально переплетается с лиричным мелодизмом, сложные структурные построения неожиданно переходят в нарочито упрощенные мотивы. Тенор-саксофон Штайна то исследует когда-то существовавшие и погрузившиеся в мировой океан материки (Gondwana & Pangea), то переполняется грустью португальской музыки фаду (El Fado), то обращается к противоположностям (Polarity), то исследует тонкости древнеиндийских религиозно-философских учений (Diatonic Upanishad). Как обычно, все композиции альбома написал сам Норберт Штайн.
Привычный для него формат квартета сохранен и в этой работе, однако, состав Pata Messengers несколько изменился. На этот раз тенор-саксофону лидера ассистирует классическое джазовое фортепьянное трио: к работавшим в двух последних альбомах со Штайном басисту Йоше Детцу и ударнику Этьену Ниллесену добавился пианист Филип Зубек. Таким образом, электрогитару из все тех же двух последних альбомов Das Karussell и Friends & Dragons сменило акустическое фортепьяно. Но, несмотря на смену некоторых красок в палитре мастера, дух пата-музыки Норберта Штайна остался тем же, дух поиска, нонконформизма и впечатляющей креативности.
Дебютный альбом в качестве лидера саксофониста из Лос-Анджелеса Дэвида Уайза чем-то напомнил мне редко пересматриваемый альбом с семейными фотографиями: все тут перемешано – и старые черно-белые снимки, и парадные фотопортреты, и какие-то ...
Итак, февраль 2017-го явил миру преображенный Dead Frank. Команда из Санкт-Петербурга предстала в своем новом, небольшом по объему, альбоме Cerement of sound в старо-новом составе. Во всех прошлогодних релизах (Frank's death, Consternation), ...
Появление традиций – признак зрелости. Если довериться этому тезису, то именно в такой период вступил ансамбль из Петербурга Dead Frank. В этом году, как и в прошлом, Dead Frank пополнил свою дискографию двумя альбомами. После февральского ...
К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, ...
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...