В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под скромным, но емким названием We Are – «Мы». Все эти годы, во всех работах Штайна и в названиях всех коллективов разных форматов, которые он создавал, фигурирует слово Patа. Пата-музыкой называет Норберт Штайн свое творчество вслед за литературным персонажем французского писателя конца ХIХ века Альфреда Жарри доктором Фаустроллем, придумавшим пата-физику – науку, не признающую никакой общепринятой логики и никаких канонов. Пата-музыка Норберта Штайна также отвергает любые творческие границы, и этого принципа Штайн последовательно придерживается все эти годы. Могу говорить об этом с уверенностью, поскольку уже более десяти лет наш сайт знакомит читателей со всеми работами немецкого музыканта.
В преломлении к практике теория пата-музыки воплощается в музыкальные произведения, котрые в большинстве своем можно отнести к новоджазовому авангарду, нередко сближающемуся и с современной академической музыкой и имеющего очень мало общего с американским straight-ahead джазом. Это очень европейская музыка, за которой стоят авангардные поиски модернистов самого разного толка. Не стал исключением и We Are. Альбом не назовешь концептуальным, объединенным общей идеей. Но чуть ли не в каждой из композиций альбома алогичная фриджазовая экспрессивность парадоксально переплетается с лиричным мелодизмом, сложные структурные построения неожиданно переходят в нарочито упрощенные мотивы. Тенор-саксофон Штайна то исследует когда-то существовавшие и погрузившиеся в мировой океан материки (Gondwana & Pangea), то переполняется грустью португальской музыки фаду (El Fado), то обращается к противоположностям (Polarity), то исследует тонкости древнеиндийских религиозно-философских учений (Diatonic Upanishad). Как обычно, все композиции альбома написал сам Норберт Штайн.
Привычный для него формат квартета сохранен и в этой работе, однако, состав Pata Messengers несколько изменился. На этот раз тенор-саксофону лидера ассистирует классическое джазовое фортепьянное трио: к работавшим в двух последних альбомах со Штайном басисту Йоше Детцу и ударнику Этьену Ниллесену добавился пианист Филип Зубек. Таким образом, электрогитару из все тех же двух последних альбомов Das Karussell и Friends & Dragons сменило акустическое фортепьяно. Но, несмотря на смену некоторых красок в палитре мастера, дух пата-музыки Норберта Штайна остался тем же, дух поиска, нонконформизма и впечатляющей креативности.
Elysian – проект канадского джазового басиста и композитора Данкена Хопкинса (р.1967). Собственно, родился он в Англии, в Ковентри, но когда он был еще ребенком, семья переехала в Канаду, и подлинно родным для Данкена стал город Сент-Катаринс ...
Есть все же особая прелесть в том периоде развития джаза, который пришелся на конец 60-х и 70-е годы прошлого века. Именно поэтому всегда с интересом слежу за программой сетевых переизданий огромного каталога знаменитой немецкой фирмы MPS Records, ...
Творчество Энцо Рокко, известного итальянского джазового гитариста, играющего свободную импровизационную музыку, широко представлено на нашем сайте. Изучая рецензировавшиеся у нас работы Энцо и его дискографию в целом (весьма обширную: 14 альбомов), ...
Американский музыкант из Сан-Франциско Тревор Хэкер уже довольно давно играет в психоделик-рок группе Sunbeam Rd. Но еще в 2009 году Тревор создал свой собственный параллельный проект Equators для реализации идей, при которых ему не нужны партнеры. ...
Итальянский гитарист и саунд-дизайнер Эральдо Берноччи профессионально играет с конца 70-х годов прошлого века, он - один из основателей лондонской фирмы RareNoise Records и, время от времени, выпускает под этим логотипом различные проекты, альбом ...
С самого раннего детства музыкант из Бруклина Эрик Уайетт вращался в кругах элиты мирового джаза. Дело в том, что его отец, Чарльз Уайетт, был тенор-саксофонистом и играл с Паркером, Гиллеспи, Монком и другими звездами бопа, которые нередко ...
Среди тысяч альбомов, которые мне довелось слушать, такого еще не было. Тема ГУЛАГа, тема репрессий сталинского тоталитарного режима широко освещена в литературе. После «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Крутого ...
Этот диск предназначен для любителей гитары. Но гитарная музыка бывает очень разной: есть блистательный цыганский свинг Джанго Рейнхардта, есть философичный джаз Джима Холла, есть волшебство блюзовой «Люсили» Би Би Кинга, есть ...
Rock In Jazz… Такое название сразу предполагает нечто джаз-роковое, нечто из области музыки фьюжн. Но нет, по музыке это заметно тоньше, а если уж говорить об областях, то альбом итальянского гитариста Франческо (Фрэнки) Ди Джованни относится ...
Уже первые пару треков альбома Rising Tide дали возможность понять, что играет здесь джазовый гитарист очень высокого класса. А биография Фрэнка Коля стала хорошей иллюстрацией к тезису о том, что не только талант, но и судьба порой весьма ...
Достаточно взгляда на обложку альбома Outside The Comfort Zone, чтобы понять: название коллектива из Хьюстона, Техас Free Radicals не имеет отношения к химическим процессам, а связано с политической ангажированностью, честно декларируемой этим ...
Надутые ветром паруса и звезды в глазах любимого человека, заявленные в названии альбома и титульной композиции, сразу настраивают на романтический лад. Одни при этом сразу начнут слушать диск в ожидании коллекции лиричных баллад, другие отложат его ...