Portugal / Van Kemenade / Van't Hof - Daytime Sketches
08.05.2017
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой деятельности, благодаря которой он выступал, кажется, на всех континентах, объездил множество стран – от России до Южной Африки, собрал весьма солидную дискографию, записываясь со многими видными мастерами нового джаза, как в Европе, так и за ее пределами. В октябре этого года Пауль будет давать юбилейные концерты в Тилбурге и Амстердаме, а в феврале в том же Тилбурге и был записан Daytime Sketches, позиционируемый, как дуэты и трио ван Кеменаде с его партнерами.
Один из них очень хорошо известен в джазовом мире. Это соотечественник Пауля, пианист Джаспер ван’т Хоф (р.1947). И его ждет в этом году юбилей, только на десять лет более весомый. Джаспер за свою долгую карьеру успел отметиться и как один из основоположников европейской музыки фьюжн (с группой Association P.C.), и как легенда джазового авангарда, работавший со многими его звездами, американцами и европейцами, и как мастер сольных фортепьянных концертов. А вот бразильянку из Сан-Паулу Марию Португал (р.1984) мне ранее слышать не доводилось. Судя по информации в Сети, сфера творческих интересов этой барабанщицы лежит в области, где пересекаются джаз, бразильская народная музыка и хореография. Мария учится в Университете Сан-Паулу, параллельно является лидером собственной группы Sinamantes, участвует в других проектах, выступает как в Бразилии, так и в Европе и в США. На одном из джазовых фестивалей в Италии в 2016 году Пауль и Мария спонтанно сыграли импровизационный концерт в дуэте (ранее они не были знакомы), что и послужило толчком к созданию Daytime Sketches. Большую часть пьес альбома написал сам Пауль ван Кеменаде (две – совместно с Марией Португал), две композиции принес в альбом Джаспер ван’т Хоф.
Пауля ван Кеменаде я слушаю уже давно и с неизменным интересом. Этого саксофониста отличает красивый сочный звук, высокая техника и редкое умение, не опускаясь до коммерциализации, делать свою музыку открытой для слушателя, излагать самые сложные идеи языком простым, лапидарным и доступным, когда красоту той или иной пьесы в равной мере, хотя и каждый по-своему, может оценить и глубокий знаток джаза, и человек, мало с ним знакомый. Именно такая музыка привлекает к джазу новых фэнов. В проекте Daytime Sketches ван Кеменаде нашел достойных партнеров-единомышленников. Уже стартовая пьеса Prime Time Serenade сразу завоевывает сердца слушателей лиричной эмоциональностью. Не меньше эмоций и подлинного чувства и в следующей пьесе Gato, которую, судя по названию и настроению музыки, Пауль посвятил ушедшему в 2016 году своему джазовому собрату, аргентинскому тенор-саксофонисту и композитору Гато Барбиери. Естественно, что в этой музыке присутствуют и латинские нотки. Еще более полно этот колорит присутствует в единственном кавере альбома, бразильской пьесе Um Draminha Pro Senhor Incrível, где все трое участников проекта мастерски передают особое чувство сладкой грусти, свойственное этой музыке. Есть еще и один из моих персональных фаворитов, тонкая и почти невесомая по воздушности атмосферы пьеса Dry Four . Но альбом посвящен не только лирике. Отнюдь не меньше эмоций, только другого рода, в пышущем энергией финальном треке Dance on the Water, Богатая полиритмия ударных поддерживает виртуозные пассажи саксофона в титульной Daytime Sketches и композиции Count us in. В Time is up 2 музыканты на высоком драйве выдают образчик настоящего фри-джаза, а свое видение музыки госпел в мастерском взаимодействии клавишных и саксофона демонстрируют в одноименной пьесе Hospel. Откровенно говоря, я не нашел в альбоме ни одной композиции, которую мне не хотелось бы послушать еще раз. Что и сделал с большим удовольствием и благодарностью к исполнителям.
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...