Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый джаз и этника. Этническую сторону альбома представлял Пол Скарф, автор композиций, берущих начало в африканской и индийской музыке. Lewis Porter / Phil Scarff Group – не единственный для Скарфа проект. Он руководит также world-jazz ансамблем Natraj, но главным делом его творческой жизни является индийская классическая музыка. Опыты по соединению джаза и индийской музыки начались давно. Такие эксперименты можно найти в творчестве Колтрейна, Майлса Дэвиса, МакЛафлина, у которых появилось много последователей. Синтез индийской и западной музыки в формах рока или джаза был очень моден в конце 60-х и 70-х годах. Потом мода схлынула, а интерес к индийской музыке остался у тех слушателей и тех музыкантов, кого неисчерпаемой богатство этой культуры очаровало всерьез и надолго. Фил Скарф – именно такой человек.
Секреты североиндийской музыкальной традиции Скарф познавал непосредственно в Индии, играл со многими выдающимися индийскими музыкантами, регулярно выступает в Индии с гастрольными турами. Альбом Ragas on Saxophone записан в ходе выступления Фила на фестивале в Чандрапуре, заключительной точке его прошлогоднего тура, куда вошли концерты в Мумбаи, Пуне, Бангалоре, Гоа и Бхубанешваре. Его сопрано-саксофону здесь ассистирует молодой талантливый индийский таблист из Мумбаи Бхушан Парчер, ученик Алла Ракхи и Закира Хуссейна. Что играли музыканты в этой записи? Начинается программа сочиненным Скарфом коротким вступлением (alap) к традиционной раге Raga Puriya Dhanashri – тихий голос его инструмента, медленно, почти незаметно меняющийся тон звука, словно помогают настроиться соответствующим образом на дальнейшее выступление. В следующих четырех пьесах Скарф играет раги Raga Puriya Dhanashri и Raga Yaman, приспосабливая их к звучанию сопрано-саксофона и варьируя ритмические размеры (талы). Mogara Phulala, инструментальная версия популярной индийской духовной песни, словно служит переходом ко второй части концерта. Здесь Скарф сначала исполняет свою собственную Raga Rageshri в двух частях, основанную на десятитактном ритмическом цикле, а заканчивает программу энергичной пьесой Kajri Dhun, написанной виднейшим мастером игры на традиционном инструменте шахнай, напоминающем гобой, Бисмиллой Ханом и адаптированной Скарфом под сопрано-саксофон.
Что сказать об этой музыке? Она завораживает. Даже человек, далекий от глубокого погружения в индийскую традиционную музыку, не может не оценить эту красоту, эту медитативность, эти ритмические переходы. Чувствуешь себя этакой коброй, которую умело заклинает опытный факир, заставляя впадать в транс своей музыкой. Сопрано-саксофон, инструмент на сто процентов западный, звучит у Скарфа так, словно он веками присутствовал в североиндийской традиции, абсолютно естественно передавая в дуэте с табла тонкости исполняемой музыки. Это может показаться наивным восприятием «человека извне», но и «люди изнутри», индийская пресса и специалисты, самым высоким образом оценивают искусство Фила Скарфа, полноправного музыканта североиндийской традиции.
А вместо заключения я хочу просто процитировать текст, написанный Филом и присланный вместе с альбомом и пресс-релизом. Обратите внимание и на его содержание, и на его форму. Читать можно и с начала, и с конца. Вот он: «Джаз и индийская музыка (Hindustani Sangeet). Оба импровизационны. Оба духовны. И то, и другое рождается в сердце и затрагивает душу. Мощь и глубина. Возносит в небеса. Обогащают друг друга. В чем различие? Это все – музыка. Вы можете соединять их вместе или играть по отдельности, но невозможно возводить между ними барьеры. Форма и грамматика могут отличаться, но они говорят на одном и том же языке. Медитативность. Жизнерадостность. Энергия. Ритм. Интерактивность. Здесь и сейчас. Оба импровизационны. Оба духовны. В чем различие? Это все музыка. Джаз и индийская музыка (Hindustani Sangeet).»
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...
Каждое новое имя в мужском джазовом вокале – это событие. Претенденты в новые Эллинги и Портеры появляются значительно реже, чем претендентки на лавры Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Поэтому я ждал знакомства с новым альбомом певца из ...
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...
C Брэдом Майерсом, гитаристом из Цинцинатти, Огайо, мы уже знакомились в 2015 году, благодаря его альбому Prime Numbers. В марте 2017-го поступает в продажу его новый альбом Sanguinaria (Hopefulsongs). Но как же не похожи друг на друга эти две ...
Даже обложка этого альбома с традиционным фото исполнителей на обложке обращает память к добрым старым временам. Да и музыка альбома подстать обложке. Нет, это не джазовое ретро, это качественный современный джаз, основанный, однако, на проверенных ...
Забавное совпадение: два ведущих мастера импровизационной музыки в Беларуси, Виктор Семашко и Леонид Нарушевич, почти одновременно «засветились» в проектах, где главную роль играет мелодекламация. Сразу возникает соблазн сравнения, ...
Итак, «продолжение банкета» (см. на сайте рецензию на дебютный альбом проекта Бубен –Нарушевич – Байсан Bulbahuana) незамедлило последовать. Уже в конце апреля 2017 года трио запустило в Сеть свой новый альбом под ...
Дон Корнелл (1919-2004), чье настоящее имя звучало, как Луиджи Валаро, не достиг популярности Фрэнка Синатры, но был в США довольно известным певцом от сороковых до начала 60-х годов. Он еще застал эру свинга и эру биг-бэндов и продолжал петь даже в ...
Два города сыграли особую роль в жизни американки Кэрол Морган – Хьюстон и Нью-Йорк. В Техасе она родилась, а в Нью-Йорке, где она живет и работает сейчас, Кэрол окончила престижную Juilliard School. Сегодня Кэрол – уважаемый и известный ...
Мрачноватая по палитре, но весьма экспрессивная живопись украшает обложку этого альбома. Sonder – фонографический дебют уроженца Сиэттла и жителя Бостона, пианиста и клавишника Криса МакКарти. В последние годы Крис, выпускник известной ...
«Зима близко!» - этот девиз рода Старков из знаменитой саги Джорджа Мартина вспомнился мне при первом взгляде на обложку альбома Baby It’s Cold Outside и сравнению ее с пейзажем за окном, где еще только формирует свою палитру ...