Итак, «продолжение банкета» (см. на сайте рецензию на дебютный альбом проекта Бубен –Нарушевич – Байсан Bulbahuana) незамедлило последовать. Уже в конце апреля 2017 года трио запустило в Сеть свой новый альбом под заковыристым названием Enighet Ensamhet, которое придется пояснить. Термины своего языка дарят миру не только мажоры – англичане-американцы, немцы, русские, но, изредка, и другие народы. Вот, скажем, северные корейцы обогатили человечество словом «чучхе», которое уже не нуждается в переводе. То, как живут северные корейцы – это идеи чучхе в действии. А северные европейцы, сиречь, шведы, придумали другой термин - «лагом», и тоже стараются жить в соответствии с его идеями. Перевести термин идеально точно довольно трудно, но принцип лагом хорошо укладывается в два шведских слова, которые перевести уже легче: еnighet и еnsamhet, единство и, в то же время, право на самовыражение, на, если хотите, закрытое от других личное пространство, для каждого. Музыкант-электронщик Влад Бубен, гитарист-импровизатор Леонид Нарушевич и поэт Байсан (Алесь Плотка) решили, что основополагающие принципы лагом отлично иллюстрируют их творческий союз.
Enighet Ensamhet записывался только на аналоговом оборудовании и в один дубль, что позволяет сравнить его со студийным импровизированным концертом. По содержанию он похож на своего предшественника, только композиций здесь побольше, и время звучания превысило пол-часа. Как и раньше, альбом представляет англо- и белорусскоязычную поэзию Байсана, но на сей раз в последнем треке «Першы трамвай да Старувкі» звучит текст и другого автора, Стаса Романчука, уксусно-едкая и в чем-то философская зарисовка, по духу своему близкая таким же байсановским психологическим портретам-пейзажам- диагнозам, как «Highway to Барань», «Апошні талер», Rosie street или Нipster rules. Вновь оговариваясь о скромном знании поэзии в принципе, скажу, что чем больше знакомлюсь с творчеством Байсана, тем больший интерес оно вызывает.
В структуре же нового альбома изменения довольно существенны. В Enighet Ensamhet слово и звук с самого начала идут параллельно, нет характерной для Bulbahuana триады: инструментальное вступление – мелодекламация – инструментальная кода. В отдельных треках эта особенность создает специфичное напряжение, некий контрапункт: мне казалось порой, что гитара Нарушевича всячески «помогает» слову Байсана, а электроника Бубена, наоборот, «мешает», заглушает, пытается исказить, спорить с текстом. Прием этот используется не везде, есть и другие треки, где и электроника, и гитара работают на текст вместе и добавляют эмоциональности всей композиции (например, «Халаднеча»). В целом же, на мой взгляд, коллеги по проекту отвели гитарной импровизации в этом альбоме побольше «жизненного пространства», чем в дебютнике. Что ж, Enighet и Ensamhet, как и было заявлено на обложке!
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...