Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько видоизменяется в зависимости от языка. Нам привычнее «цимбалы», а вот для румын инструмент называется именно так: Cimbalom. Используется он преимущественно в народной музыке, а вот Мариус Преда неожиданно и очень убедительно демонстрирует, что инструмент этот вполне к месту и в джазе!
Мариус Преда (р.1977) играет на цимбалах с детства. Уже в подростковом возрасте он начал выступать профессионально в различных оркестрах, в том числе цыганских. В 1995 году музыкант поехал учиться в Нидерланды, где в Королевской консерватории в Гааге осваивал игру на вибрафоне. Там он и открыл для себя возможность играть на цимбалах джаз, став одним из немногих в мире джазовых цимбалистов. В этом качестве Мариус и завоевал популярность, записав свой первый альбом еще в 1998 году и сотрудничая в дальнейшем со многими известными джазменами из разных стран. Часть из них приняла участие в записи его новейшего альбома Mission Cimbalom.
Партнерами Преды в этом альбоме выступают американские и голландские музыканты. Прежде всего, надо назвать таких корифеев джаза, как трубач Артуро Сандоваль, гитарист Майк Стерн и ударник Дэннис Чамберс. Справедливости ради отметим, что знаменитый Сандоваль по происхождению кубинец, а еще один музыкант из Америки, басист Теймур Фелл, родился в Азербайджане и учился в Иерусалиме. Сам же Преда выступает в этом альбоме, как мультиинструменталист. Помимо цимбал, он играет еще на целом ряде инструментов. Репертуар альбома – собственные композиции Мариуса Преды и его аранжировки музыки самых разных авторов: тут мы видим громкие имена Оскара Питерсона, Билла Эванса, Владимира Космы.
Открывает альбом блок собственных композиций Преды во главе с титульной пьесой, где он солирует на цимбалах. И его игра сразу же приковывает внимание: это настоящий джаз, с настоящим драйвом, с импровизацией и свингом. Здесь лишь тенью мелькают какие-то фольклоризмы, нет и намека на цыганский джаз. Просто не верится, что цимбалы могут так звучать! И слова Артуро Сандоваля, сказанные о Мариусе, уже не кажутся несколько высокопарным комплиментом: «Мариус – это подарок от Бога для нашего удовольствия». Затем идет целый ряд пьес, где Преда демонстрирует разносторонность своих талантов. В Nature Boy он поет и играет на скрипке (эта вещь показался мне не самой удачной на диске), в пьесе Космы Le Grand Blond avec une Chaussure Noire звучат и голос, и флейта Пана, но прежде всего – вибрафон (и на мой взгляд, это блестящее исполнение и одна из лучших вещей альбома). Tango for the Giants, конечно, не могло обойтись без аккордеона – это же танго, а в Buongiorno Petrucciani (очевидно, трибьют покойному французскому мастеру джаза) Преда показывает, что он еще и классный пианист. Очень понравилась композиция B.A.T.C., на мой вкус, еще одна из вершин альбома, где диалог гитары Стерна и цимбал Преды очень впечатляет. Если уж упоминать партнеров Мариуса по этой записи, то надо сказать, что Сандоваль привычно хорош везде, где он играет, а сменявшие друг друга в разных треках ритм-группы зачастую добавляли саунду почти роковую жесткость.
В целом – очень содержательный и необычный альбом. Помимо любителей джаза, я рекомендовал бы его послушать цимбалистам, особенно тем, кто сетует, скажем так, на узость и специфику репертуара для своего инструмента. Послушайте Преду, послушайте, как ювелирно аранжировал он для цимбал классиков джаза, и – дерзайте! Пример такой дерзости, подкрепленной талантом – перед вами.
В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его ...
Invanskrue – юбилейный, 25-й релиз петербургского лейбла Intonema Records. Не знаю, случайно или нет, но, на мой взгляд, абсолютно логично, что юбилейным стал альбом с участием основателя этого авангардного лейбла Ильи Белорукова. Вышел альбом ...
Serenity Knolls, в переводе что-то типа «Умиротворяющие сопки», - так называется центр по реабилитации наркоманов к северу от Сан-Франциско. Там в 1995 году умер во сне от сердечного приступа легендарный американский рок-музыкант, ...
Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его ...
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...
Каждое новое имя в мужском джазовом вокале – это событие. Претенденты в новые Эллинги и Портеры появляются значительно реже, чем претендентки на лавры Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Поэтому я ждал знакомства с новым альбомом певца из ...
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...
C Брэдом Майерсом, гитаристом из Цинцинатти, Огайо, мы уже знакомились в 2015 году, благодаря его альбому Prime Numbers. В марте 2017-го поступает в продажу его новый альбом Sanguinaria (Hopefulsongs). Но как же не похожи друг на друга эти две ...
Даже обложка этого альбома с традиционным фото исполнителей на обложке обращает память к добрым старым временам. Да и музыка альбома подстать обложке. Нет, это не джазовое ретро, это качественный современный джаз, основанный, однако, на проверенных ...
Забавное совпадение: два ведущих мастера импровизационной музыки в Беларуси, Виктор Семашко и Леонид Нарушевич, почти одновременно «засветились» в проектах, где главную роль играет мелодекламация. Сразу возникает соблазн сравнения, ...
Итак, «продолжение банкета» (см. на сайте рецензию на дебютный альбом проекта Бубен –Нарушевич – Байсан Bulbahuana) незамедлило последовать. Уже в конце апреля 2017 года трио запустило в Сеть свой новый альбом под ...