Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько видоизменяется в зависимости от языка. Нам привычнее «цимбалы», а вот для румын инструмент называется именно так: Cimbalom. Используется он преимущественно в народной музыке, а вот Мариус Преда неожиданно и очень убедительно демонстрирует, что инструмент этот вполне к месту и в джазе!
Мариус Преда (р.1977) играет на цимбалах с детства. Уже в подростковом возрасте он начал выступать профессионально в различных оркестрах, в том числе цыганских. В 1995 году музыкант поехал учиться в Нидерланды, где в Королевской консерватории в Гааге осваивал игру на вибрафоне. Там он и открыл для себя возможность играть на цимбалах джаз, став одним из немногих в мире джазовых цимбалистов. В этом качестве Мариус и завоевал популярность, записав свой первый альбом еще в 1998 году и сотрудничая в дальнейшем со многими известными джазменами из разных стран. Часть из них приняла участие в записи его новейшего альбома Mission Cimbalom.
Партнерами Преды в этом альбоме выступают американские и голландские музыканты. Прежде всего, надо назвать таких корифеев джаза, как трубач Артуро Сандоваль, гитарист Майк Стерн и ударник Дэннис Чамберс. Справедливости ради отметим, что знаменитый Сандоваль по происхождению кубинец, а еще один музыкант из Америки, басист Теймур Фелл, родился в Азербайджане и учился в Иерусалиме. Сам же Преда выступает в этом альбоме, как мультиинструменталист. Помимо цимбал, он играет еще на целом ряде инструментов. Репертуар альбома – собственные композиции Мариуса Преды и его аранжировки музыки самых разных авторов: тут мы видим громкие имена Оскара Питерсона, Билла Эванса, Владимира Космы.
Открывает альбом блок собственных композиций Преды во главе с титульной пьесой, где он солирует на цимбалах. И его игра сразу же приковывает внимание: это настоящий джаз, с настоящим драйвом, с импровизацией и свингом. Здесь лишь тенью мелькают какие-то фольклоризмы, нет и намека на цыганский джаз. Просто не верится, что цимбалы могут так звучать! И слова Артуро Сандоваля, сказанные о Мариусе, уже не кажутся несколько высокопарным комплиментом: «Мариус – это подарок от Бога для нашего удовольствия». Затем идет целый ряд пьес, где Преда демонстрирует разносторонность своих талантов. В Nature Boy он поет и играет на скрипке (эта вещь показался мне не самой удачной на диске), в пьесе Космы Le Grand Blond avec une Chaussure Noire звучат и голос, и флейта Пана, но прежде всего – вибрафон (и на мой взгляд, это блестящее исполнение и одна из лучших вещей альбома). Tango for the Giants, конечно, не могло обойтись без аккордеона – это же танго, а в Buongiorno Petrucciani (очевидно, трибьют покойному французскому мастеру джаза) Преда показывает, что он еще и классный пианист. Очень понравилась композиция B.A.T.C., на мой вкус, еще одна из вершин альбома, где диалог гитары Стерна и цимбал Преды очень впечатляет. Если уж упоминать партнеров Мариуса по этой записи, то надо сказать, что Сандоваль привычно хорош везде, где он играет, а сменявшие друг друга в разных треках ритм-группы зачастую добавляли саунду почти роковую жесткость.
В целом – очень содержательный и необычный альбом. Помимо любителей джаза, я рекомендовал бы его послушать цимбалистам, особенно тем, кто сетует, скажем так, на узость и специфику репертуара для своего инструмента. Послушайте Преду, послушайте, как ювелирно аранжировал он для цимбал классиков джаза, и – дерзайте! Пример такой дерзости, подкрепленной талантом – перед вами.
Вы знаете, как собирают финский домик, замечательный быстровозводимый каркасный деревянный дом? Вместо длинных инструкций или видео-урока финский коллектив Horst Quartet предлагает вам аудио-урок или, скорее, саундтрек этого процесса в своем новом ...
Отличный пример региональной музыки, которая способна покорить слушателей далеко за пределами региона (в данном случае – штата Техас) и выйти на гораздо более широкий уровень. Так называемый вестерн свинг родился на юго-западе США в конце 20-х ...
Весьма экзотический джаз ждет вас в этом альбоме. Нет, в смысле стилистики здесь все достаточно привычно – постбоповый мэйнстрим, как в десятках других альбомов. И с географией здесь тоже ничего необычного: все исполнители – американцы, ...
Словно гейзер фонтанирует кубинская земля музыкальными талантами, горячими, как вода того же гейзера. Горячими – потому что горяча сама кубинская музыка, наполненная афро-кубинскими ритмами, столь темпераментными и зажигательными, что усидеть ...
Программу релизов 2017 года петербургский авангардный лейбл spina!rec открыл очередным сборником, который можно условно охарактеризовать, как «пиренейский проект». Здесь представлены записи двух инструментальных трио, схожих прежде всего ...
Межконтинентальный дуэт канадца Джейми Друэна и немца Ханнеса Лингенса записал эту программу в Берлине, в конце лета-начале осени 2013 года. Три с половиной года спустя она увидела свет на авангардной петербургской фирме Intonema. Alluvium вызывает ...
Когда на обложке альбома стоит имя лучшей сопрано-саксофонистки мира, уже понятно, что слушать надо. Насчет лучшей - это не журналистское преувеличение, а объективная данность: загляните, например, в списки лучших в этой номинации по анкетам ...
Брайан Линч, известный джазовый трубач и обладатель премии Грэмми за лучший альбом латинского джаза, запускает на своем лейбле Holistic MusicWorks новую серию релизов : Mentor Series. Первым альбомом, выпущенным Holistic MusicWorks в рамках этого ...
Народ коса – второй по численности в Южно-Африканской Республике, но в команде музыкантов, записывавших альбом «Король Коса», он представлен только одним человеком. Это Фейя Факу, трубач и один их наиболее ярких представителей ...
Название альбома басиста Джеффа Динглера «Транзитом» настроило меня на философский лад. Ведь что такое, в сущности, жизнь, как не транзитное движение от рождения до … И каждый стремится сделать этот транзитный путь как можно более ...
Сегодня Джефф Руперт и Ричард Дрекслер вместе преподают джаз в Университете Центральной Флориды в Орландо, причем Руперт является руководителем университетской джазовой программы. Но у каждого из них за плечами большая и славная карьера практикующих ...
Второй раз в течение одного года мы встречаемся с Джеффом Рупертом и Ричардом Дрекслером. В начале года это был их дуэтный альбом Imagination (поищите на сайте), а сейчас к двум многоопытным ветеранам и преподавателям из Университета Центральной ...