Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько видоизменяется в зависимости от языка. Нам привычнее «цимбалы», а вот для румын инструмент называется именно так: Cimbalom. Используется он преимущественно в народной музыке, а вот Мариус Преда неожиданно и очень убедительно демонстрирует, что инструмент этот вполне к месту и в джазе!
Мариус Преда (р.1977) играет на цимбалах с детства. Уже в подростковом возрасте он начал выступать профессионально в различных оркестрах, в том числе цыганских. В 1995 году музыкант поехал учиться в Нидерланды, где в Королевской консерватории в Гааге осваивал игру на вибрафоне. Там он и открыл для себя возможность играть на цимбалах джаз, став одним из немногих в мире джазовых цимбалистов. В этом качестве Мариус и завоевал популярность, записав свой первый альбом еще в 1998 году и сотрудничая в дальнейшем со многими известными джазменами из разных стран. Часть из них приняла участие в записи его новейшего альбома Mission Cimbalom.
Партнерами Преды в этом альбоме выступают американские и голландские музыканты. Прежде всего, надо назвать таких корифеев джаза, как трубач Артуро Сандоваль, гитарист Майк Стерн и ударник Дэннис Чамберс. Справедливости ради отметим, что знаменитый Сандоваль по происхождению кубинец, а еще один музыкант из Америки, басист Теймур Фелл, родился в Азербайджане и учился в Иерусалиме. Сам же Преда выступает в этом альбоме, как мультиинструменталист. Помимо цимбал, он играет еще на целом ряде инструментов. Репертуар альбома – собственные композиции Мариуса Преды и его аранжировки музыки самых разных авторов: тут мы видим громкие имена Оскара Питерсона, Билла Эванса, Владимира Космы.
Открывает альбом блок собственных композиций Преды во главе с титульной пьесой, где он солирует на цимбалах. И его игра сразу же приковывает внимание: это настоящий джаз, с настоящим драйвом, с импровизацией и свингом. Здесь лишь тенью мелькают какие-то фольклоризмы, нет и намека на цыганский джаз. Просто не верится, что цимбалы могут так звучать! И слова Артуро Сандоваля, сказанные о Мариусе, уже не кажутся несколько высокопарным комплиментом: «Мариус – это подарок от Бога для нашего удовольствия». Затем идет целый ряд пьес, где Преда демонстрирует разносторонность своих талантов. В Nature Boy он поет и играет на скрипке (эта вещь показался мне не самой удачной на диске), в пьесе Космы Le Grand Blond avec une Chaussure Noire звучат и голос, и флейта Пана, но прежде всего – вибрафон (и на мой взгляд, это блестящее исполнение и одна из лучших вещей альбома). Tango for the Giants, конечно, не могло обойтись без аккордеона – это же танго, а в Buongiorno Petrucciani (очевидно, трибьют покойному французскому мастеру джаза) Преда показывает, что он еще и классный пианист. Очень понравилась композиция B.A.T.C., на мой вкус, еще одна из вершин альбома, где диалог гитары Стерна и цимбал Преды очень впечатляет. Если уж упоминать партнеров Мариуса по этой записи, то надо сказать, что Сандоваль привычно хорош везде, где он играет, а сменявшие друг друга в разных треках ритм-группы зачастую добавляли саунду почти роковую жесткость.
В целом – очень содержательный и необычный альбом. Помимо любителей джаза, я рекомендовал бы его послушать цимбалистам, особенно тем, кто сетует, скажем так, на узость и специфику репертуара для своего инструмента. Послушайте Преду, послушайте, как ювелирно аранжировал он для цимбал классиков джаза, и – дерзайте! Пример такой дерзости, подкрепленной талантом – перед вами.
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, этно-джаз
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
страна: Великобритания, Великобритания, Израиль, США
музыкальный стиль: авангард, кроссовер, фьюжн, фьюжн
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
музыкальный стиль: авангард, индийская музыка, этно-джаз
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
страна: Великобритания, Великобритания, Вьетнам, Италия, США, Швеция
музыкальный стиль: прог-рок
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...
Поиск философского камня, трансмутации химических элементов, получение золота из других веществ – вот обычные занятия алхимиков. Что имел ввиду молодой (26 лет) канадский басист и композитор Люк Селлик, называя одну из композиций своего ...