Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько видоизменяется в зависимости от языка. Нам привычнее «цимбалы», а вот для румын инструмент называется именно так: Cimbalom. Используется он преимущественно в народной музыке, а вот Мариус Преда неожиданно и очень убедительно демонстрирует, что инструмент этот вполне к месту и в джазе!
Мариус Преда (р.1977) играет на цимбалах с детства. Уже в подростковом возрасте он начал выступать профессионально в различных оркестрах, в том числе цыганских. В 1995 году музыкант поехал учиться в Нидерланды, где в Королевской консерватории в Гааге осваивал игру на вибрафоне. Там он и открыл для себя возможность играть на цимбалах джаз, став одним из немногих в мире джазовых цимбалистов. В этом качестве Мариус и завоевал популярность, записав свой первый альбом еще в 1998 году и сотрудничая в дальнейшем со многими известными джазменами из разных стран. Часть из них приняла участие в записи его новейшего альбома Mission Cimbalom.
Партнерами Преды в этом альбоме выступают американские и голландские музыканты. Прежде всего, надо назвать таких корифеев джаза, как трубач Артуро Сандоваль, гитарист Майк Стерн и ударник Дэннис Чамберс. Справедливости ради отметим, что знаменитый Сандоваль по происхождению кубинец, а еще один музыкант из Америки, басист Теймур Фелл, родился в Азербайджане и учился в Иерусалиме. Сам же Преда выступает в этом альбоме, как мультиинструменталист. Помимо цимбал, он играет еще на целом ряде инструментов. Репертуар альбома – собственные композиции Мариуса Преды и его аранжировки музыки самых разных авторов: тут мы видим громкие имена Оскара Питерсона, Билла Эванса, Владимира Космы.
Открывает альбом блок собственных композиций Преды во главе с титульной пьесой, где он солирует на цимбалах. И его игра сразу же приковывает внимание: это настоящий джаз, с настоящим драйвом, с импровизацией и свингом. Здесь лишь тенью мелькают какие-то фольклоризмы, нет и намека на цыганский джаз. Просто не верится, что цимбалы могут так звучать! И слова Артуро Сандоваля, сказанные о Мариусе, уже не кажутся несколько высокопарным комплиментом: «Мариус – это подарок от Бога для нашего удовольствия». Затем идет целый ряд пьес, где Преда демонстрирует разносторонность своих талантов. В Nature Boy он поет и играет на скрипке (эта вещь показался мне не самой удачной на диске), в пьесе Космы Le Grand Blond avec une Chaussure Noire звучат и голос, и флейта Пана, но прежде всего – вибрафон (и на мой взгляд, это блестящее исполнение и одна из лучших вещей альбома). Tango for the Giants, конечно, не могло обойтись без аккордеона – это же танго, а в Buongiorno Petrucciani (очевидно, трибьют покойному французскому мастеру джаза) Преда показывает, что он еще и классный пианист. Очень понравилась композиция B.A.T.C., на мой вкус, еще одна из вершин альбома, где диалог гитары Стерна и цимбал Преды очень впечатляет. Если уж упоминать партнеров Мариуса по этой записи, то надо сказать, что Сандоваль привычно хорош везде, где он играет, а сменявшие друг друга в разных треках ритм-группы зачастую добавляли саунду почти роковую жесткость.
В целом – очень содержательный и необычный альбом. Помимо любителей джаза, я рекомендовал бы его послушать цимбалистам, особенно тем, кто сетует, скажем так, на узость и специфику репертуара для своего инструмента. Послушайте Преду, послушайте, как ювелирно аранжировал он для цимбал классиков джаза, и – дерзайте! Пример такой дерзости, подкрепленной талантом – перед вами.
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...