Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем оказался заяц! Все рукоплещут, улыбаются, все довольны – милая шутка фокусника, милый длинноухий пушистик. Только вот музыка как-то этой идиллии не сильно соответствует. Нет в ней жизнерадостного умиления, есть, как обычно у Der Finger, напряженность, драматизм, ощущение тревоги. Привычно для коллектива выложенный на Bandcamp вместе с альбомом эпиграф-напутствие только добавляет тумана: «Эмпедокл полагал, что вначале отдельные органы существовали самостоятельно. Они случайно соединялись, рождая живые виды. Тьма хотела услышать мир, который ее окружал. Так в норах возникли уши. Прислушиваясь, она захотела увидеть. Так появились глаза. Поняв, что лишь поглощать ей дано, тьма захотела родить существо. Будет оно проходить сквозь миры, не теряясь ни в свете, ни в мраке.» О чем это они?
Для начала напомним, кто эти самые «они». В Bestiarium III Der Finger вновь превратился в трио: к Антону Ефимову и Евгении Сивковой в этой записи, как на целом ряде предыдущих альбомов, в том числе и в первом из серии Bestiarium, присоединился отец Евгении Эдуард Сивков, добавив в саунд колоритное звучание бас-кларнета, а также кларнета обычного и ударных. Рискну утверждать, что именно ударные (дочь также играет на них в этом альбоме) и бас-гитара Ефимова создают основу атмосферы Bestiarium III. Практически в каждой пьесе царствует неумолимый, регулярный, порой нарастающий крещендо ритм. Под этот ритм мечутся, нагнетают напряжение духовые. Порой (как в Barthaare) саксофон Евгении забирается высоко-высоко, порой ведет диалог с инструментами отца, бас-кларнет которого особенно хорош в Zylinder. Кстати, именно в этой пьесе на общем мрачном фоне в музыке неожиданно проскальзывают какие-то фарсовые нотки, отчего монструозный Заяц, извлекаемый из цилиндра кажется еще более зловещим. И финал – Hasetrommlermarsch, марш торжествующего Зайца под барабанную дробь. Вся программа в целом, на мой взгляд, могла бы послужить классным саундтреком к брехтовской «Карьере Артуро Уи», пьесе, которую в Минске (не знаю, как в Москве) уже много лет не ставят…
Литературщина? Наверное. Но так уж мне услышалась эта музыка. Другой слушатель услышит здесь что-то другое. Важно, что музыка Der Finger заставляет этого самого слушателя думать, фоновым развлечением она быть решительно отказывается. И слава Богу, что от альбома к альбому этот стержень в творчестве Der Finger остается неизменным.
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...
Лучшие записи Дона Шюгаркейн Харриса выходили под логотипом немецкого лейбла MPS Records. В этой связи «полакомиться» альбомами Шюгаркейна любители музыки могут только при переизданиях из обширных каталогов фирмы из Шварцвальда, в том ...
Именины сердца для любителей традиционного свингового джаза – а заодно трибьют яркой фигуре американской музыки и голливудского кино классического периода – а заодно живое свидетельство неразрывной связи поколений. Впрочем, обо всем по ...
Drifting In Silence – проект американского мультиинструменталиста и композитора из Северной Каролины Деррика Стембриджа. Существует он с 2004 года и за прошедшее время Деррик выпустил на своем лейбле Labile Records целую дюжину альбомов. Самый ...
Лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович наряду с другими достоинствами особо симпатичен тем, что круг музыкантов, входящих в его орбиту, не просто обширен, но еще и силен постоянно возникающими внутренними связями между музыкантами, ...
Тромбонист, композитор и бэнд-лидер Эд Ноймейстер родился в Канзасе, но все его детство и юность связаны с Сан-Франциско, с Калифорнией. Здесь он начал заниматься музыкой, сначала играл на трубе, потом перешел к тромбону. С 1980 года Эд перебрался в ...