К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, категоричным пояснением: Dark jazz without jazz. Итак, дарк-джаз без джаза? Давайте разбираться, потому что альбом, безусловно, того стоит.
Заключенная в названии аллюзия на один их самых известных альбомов в истории рок-музыки, флойдовский The Dark Side Of The Moon, сомнений не вызывает: прозрачнее быть не может. И надо сказать, очень удачное название. Правда, оно могло появиться и пару лет назад, когда еще в российско-белорусском составе Dead Frank играл музыку, к которой очень подходил термин «дарк-джаз», и «темная сторона звучания» исследовалась скрупулезно и разносторонне. Потом музыка Dead Frank, на мой взгляд, существенно «посветлела», но вот The Dark Side of the Sound в плане звучания – это решительное «возвращение к корням». Давно уже не слышал я в исполнении Dead Frank столь безнадежно мрачной, тяжелой, рвущей нервы музыки. Правда, изгнать джаз из своего звучания питерцам, опять-таки на мой взгляд, все же не удалось, ибо что такое игра Владимира Варна на тенор-саксофоне, как не атональный фри? Да и импровизационная природа игры на ударных Марии Качаловой у автора сих строк сомнений не вызывает. А вот работа Данилы Плащева в этом проекте, согласен, явление несколько иного порядка.
И вот тут давайте вернемся к The Dark Side Of The Moon. Известно, что этот альбом стал первой и самой яркой частью реализованной группой уотерсовской трилогии, посвященной тотальному несовершенству общества. Вступая на скользкий путь домыслов, предположу, что новая работа Dead Frank перекликается с The Dark Side Of The Moon не только названием. Остинатные, обильно оснащенные эффектами и подчиненные только внутренней логике, мерно разрывающие звуковое пространство фразы Плащева, я «прочел», как взрывы, как эхо танковых, артиллирейских или ракетных залпов – другими словами, как реально нависшую и все более ощутимую в нашем неспокойном мире военную угрозу. И на этом мрачном фоне мечется, стонет, пытается найти выход тенор-саксофон Варна – человек или даже человечество в целом, пытающиеся выжить во все более кошмарной действительности. Сознательно не делаю различий между треками альбома с загадочными для меня названиями-цифровыми кодами: 505050 – 464646 – 303030 – 000000. The Dark Side of the Sound я воспринимал как единую, связанную общей идеей (как и у Floyd) сюиту весьма мрачного, но, увы, реального свойства…
Возможно, подобная трактовка вызовет у читающих этот текст улыбку: ну, нагородил ерунды, бред сумеречного сознания… Возможно, сами музыканты совсем иначе видят message своей новой работы. Но это уж каждый слышит так, как слышит. Думаю, сойтись тут можно в одном: есть что слушать!
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...
Далеко не в первый раз слушая музыку Роджера Дэвидсона, я уже имел возможность убедиться в горячей любви этого джазового пианиста и композитора из Нью-Йорка к латинской музыке и, в частности, к музыке Бразилии. Вот и новый альбом его трио составлен ...
Не знаю, какой смысл вкладывал американский трубач Рон Френсис Блэйк в название своего дебютного альбома, но в его рамках ассимиляция латинской музыки в джазе выглядит вполне органичной. Такой альянс, впрочем, кажется предопределенным всей ...
17 ноября 2017 года американскому тромбонисту Розвеллу Радду исполняется 82 года. В этот день лондонский лейбл RareNoise Records выпускает альбом Embrace, записанный квартетом во главе с этим выдающимся музыкантом, многократно признававшимся лучшим ...
Очень любопытный экскурс в прошлое благодаря новому сетевому переизданию от знаменитого немецкого лейбла из Шварцвальда MPS. Интересен он прежде всего первой встречей читателей нашего сетевого журнала с японским гитаристом Рю Кавасаки (р.1947). Рю ...