К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, категоричным пояснением: Dark jazz without jazz. Итак, дарк-джаз без джаза? Давайте разбираться, потому что альбом, безусловно, того стоит.
Заключенная в названии аллюзия на один их самых известных альбомов в истории рок-музыки, флойдовский The Dark Side Of The Moon, сомнений не вызывает: прозрачнее быть не может. И надо сказать, очень удачное название. Правда, оно могло появиться и пару лет назад, когда еще в российско-белорусском составе Dead Frank играл музыку, к которой очень подходил термин «дарк-джаз», и «темная сторона звучания» исследовалась скрупулезно и разносторонне. Потом музыка Dead Frank, на мой взгляд, существенно «посветлела», но вот The Dark Side of the Sound в плане звучания – это решительное «возвращение к корням». Давно уже не слышал я в исполнении Dead Frank столь безнадежно мрачной, тяжелой, рвущей нервы музыки. Правда, изгнать джаз из своего звучания питерцам, опять-таки на мой взгляд, все же не удалось, ибо что такое игра Владимира Варна на тенор-саксофоне, как не атональный фри? Да и импровизационная природа игры на ударных Марии Качаловой у автора сих строк сомнений не вызывает. А вот работа Данилы Плащева в этом проекте, согласен, явление несколько иного порядка.
И вот тут давайте вернемся к The Dark Side Of The Moon. Известно, что этот альбом стал первой и самой яркой частью реализованной группой уотерсовской трилогии, посвященной тотальному несовершенству общества. Вступая на скользкий путь домыслов, предположу, что новая работа Dead Frank перекликается с The Dark Side Of The Moon не только названием. Остинатные, обильно оснащенные эффектами и подчиненные только внутренней логике, мерно разрывающие звуковое пространство фразы Плащева, я «прочел», как взрывы, как эхо танковых, артиллирейских или ракетных залпов – другими словами, как реально нависшую и все более ощутимую в нашем неспокойном мире военную угрозу. И на этом мрачном фоне мечется, стонет, пытается найти выход тенор-саксофон Варна – человек или даже человечество в целом, пытающиеся выжить во все более кошмарной действительности. Сознательно не делаю различий между треками альбома с загадочными для меня названиями-цифровыми кодами: 505050 – 464646 – 303030 – 000000. The Dark Side of the Sound я воспринимал как единую, связанную общей идеей (как и у Floyd) сюиту весьма мрачного, но, увы, реального свойства…
Возможно, подобная трактовка вызовет у читающих этот текст улыбку: ну, нагородил ерунды, бред сумеречного сознания… Возможно, сами музыканты совсем иначе видят message своей новой работы. Но это уж каждый слышит так, как слышит. Думаю, сойтись тут можно в одном: есть что слушать!
Разные работы попадают в наши «CD-Обзоры». Иногда это проекты музыкантов, которых знает весь мир, иногда – дебюты тех, кто только делает первые шаги по лестнице, ведущей вверх. Дебютный ЕР нью-йоркского дуэта Acute Inflections, выпущенный самими ...
Признайтесь: при упоминании исландской музыки, первым в памяти всплывает имя несравненной Бьорк. Но только ею исландская сцена, безусловно, не ограничивается, здесь любят и исполняют самую разную музыку, в том числе и джаз. К стыду своему, до сих ...
Если вы слышали (а вы, скорее всего слышали, а, может быть, и слушали) известную мужскую вокальную группу из Южно-Африканской Республики Ladysmith Black Mambazo, сотрудничавшую с Полом Саймоном и удостоенную Грэмми, то новый релиз специализирующейся ...
Акуа Диксон (р.1948) начинала как виолончелистка в академической музыке, окончила Manhattan School of Music. Но в годы ее молодости Америка была не очень похожа на нынешнюю, симфонические оркестры не слишком приветствовали в своих рядах ...
В свои семьдесят (юбилей он отметил 23 апреля 2017 года) Алан Броадбент, казалось бы, достиг всего, о чем только можно мечтать. Двухкратный лауреат Грэмми и обладатель нескольких номинаций на эту премию, блистательный аранжировщик, работавший со ...
Молодой саксофонист и композитор Алекс Вейц живет и работает в Майами, но начинал он гораздо западнее: в Туксоне, Аризона. Там он играл в составе Tucson Jazz Institute Ellington Band музыку того же Эллингтона, Каунта Бэйзи и других классиков джаза. ...
Дебютный альбом гитариста из Бруклина, Нью-Йорк Алекса Винца Life Cycle, поступающий в продажу 19 мая, открывает новый этап в творческой карьере музыканта. К этой первой работе в качестве не только лидера ансамбля, но и композитора семи пьес из ...
Сербская вокалистка Альма Мицич прошла путь, характерный для многих талантливых исполнителей джаза из Европы. Родилась она в Белграде, учиться играть на фортепьяно начала с шести лет, а позже поняла, что ее стихия – это вокал. Уже в 17 лет она ...
В каждом музыкальном жанре есть свои классики. О некоторых из них говорят, увы, в прошедшем времени, но есть и живые классики, каждая новая работа которых уже по определению вызывает большой интерес. Басист Альфонсо Джонсон (р.1951) – живой ...
Клавишник, композитор и бэнд-лидер из города Энн Арбор, Мичиган Энди Адамсон – музыкант очень опытный: его карьера началась еще пятьдесят лет назад. Играл он очень разную музыку в самых разных коллективах – и диско, и кубинский фолк, и ...
Итало-американский джазовый альянс вокалистки Антонеллы Чионны и пианиста Пата Баттстоуна сложился в Апулии, где у Пата сложилось продуктивное сотрудничество с местными музыкантами. Их совместный альбом издан итальянским лейблом Dodicilune, хотя ...
Двойной альбом – большая дистанция, и если музыкант выбирает именно такой формат релиза, значит, ему действительно есть что сказать. В случае с пианистом из Хьюстона, Техас Артом Фристо дело обстоит именно так. Как пишет сопродюсер этого ...