Немецкий гитарист Фолькер Кригель (1943-2003) был весьма заметной фигурой на европейском джазовом небосклоне в первую очередь в семидесятые годы. Расцвет его творчества совпал с апогеем увлечения джаз-роком и Фолькер работал преимущественно именно в этом направлении. Талантливый гитарист-самоучка, он основал в 1973 году группу Spectrum, затем, в 1976 году, Mild Maniac Orchestra, а годом раньше стал одним из создателей United Jazz + Rock Ensemble. Во всех этих коллективах он играл джаз-рок. За свою не очень долгую карьеру Кригель сотрудничал с целым рядом видных немецких и зарубежных мастеров, особенно плодотворно – с американцем Дэйвом Пайком.
Альбом 1976 года Topical Harvest, переизданный ныне в сетевом варианте лейблом MPS Records, принадлежит к числу наиболее характерных для творчества Фолькера Кригеля. Рядом с ним мы видим здесь интернациональный состав, в котором выделяется, прежде всего, ярчайший тромбонист мирового класса Альберт Мангельсдорф, а также два мастера перкуссии, американец Рэй Мантилья и швейцарец Петер Гигер. Альбом по преимуществу авторский, восемь пьес из десяти здесь написаны самим лидером, в одиночку или в соавторстве. Первый же трек Hypnotic Pignose дает представление о фирменном стиле Кригеля с выразительными гитарными пассажами, обильно расцвеченными разнообразными эффектами, на фоне энергичных ритмов рокового происхождения. Впрочем, однообразием музыка Кригеля не страдает. Так, приятно разнообразит программу коротенький Tribut с дуэтом лидера на акустическом инструменте с басистом Хансом Петером Штроером или еще один их дуэт в рок-балладе Saturnalia. Один из двух каверов альбома, Bahia Next Yera Жильберто Жиля, отправляет нас в Бразилию, а в Remember Gereba перкуссионисты предлагают попутешествовать по Африке. В этой композиции, как и в предшествующей ей Hallo Albert, можно сполна насладиться блистательной техникой игры маэстро Мангельсдорфа, и соло, и в дуэтах с Кригелем.
Нет, слушать этот старый альбом совсем не скучно и сегодня, а ретро-звучание меллотрона даже выглядит годы спустя весьма пикантным. Да, в чем-то музыка Кригеля может показаться современному слушателю наивной, но и в этом есть своя прелесть и аромат времени, когда многим казалось, что интенсивные рок-инъекции – это именно то, что надолго придаст джазу новое направление развития. Эксперименты в этом направлении продолжаются и сегодня, но уже в гораздо более изощренных и необычных вариантах, но это уже совсем другая история…
(Volker Kriegel – el. g, ac. g, fl; Rainer Bruninghaus - keyb, el. p, org; Hans Peter Stroer - b, mellotron, fl; Ray Mantilla - congas, perc; Peter Giger – perc; Joe Nay – dr; Albert Mangelsdorff – tb; Peter Coura – ac. G;)
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...
Далеко не в первый раз слушая музыку Роджера Дэвидсона, я уже имел возможность убедиться в горячей любви этого джазового пианиста и композитора из Нью-Йорка к латинской музыке и, в частности, к музыке Бразилии. Вот и новый альбом его трио составлен ...
Не знаю, какой смысл вкладывал американский трубач Рон Френсис Блэйк в название своего дебютного альбома, но в его рамках ассимиляция латинской музыки в джазе выглядит вполне органичной. Такой альянс, впрочем, кажется предопределенным всей ...
17 ноября 2017 года американскому тромбонисту Розвеллу Радду исполняется 82 года. В этот день лондонский лейбл RareNoise Records выпускает альбом Embrace, записанный квартетом во главе с этим выдающимся музыкантом, многократно признававшимся лучшим ...
Очень любопытный экскурс в прошлое благодаря новому сетевому переизданию от знаменитого немецкого лейбла из Шварцвальда MPS. Интересен он прежде всего первой встречей читателей нашего сетевого журнала с японским гитаристом Рю Кавасаки (р.1947). Рю ...
Три альбома за десять лет – это много или мало? Все относительно. Для команды, которая гонится за коммерческим успехом – безусловно, мало, для тех, кто записывает альбомы только тогда, когда им есть что сказать – ровно столько, ...