Немецкий гитарист Фолькер Кригель (1943-2003) был весьма заметной фигурой на европейском джазовом небосклоне в первую очередь в семидесятые годы. Расцвет его творчества совпал с апогеем увлечения джаз-роком и Фолькер работал преимущественно именно в этом направлении. Талантливый гитарист-самоучка, он основал в 1973 году группу Spectrum, затем, в 1976 году, Mild Maniac Orchestra, а годом раньше стал одним из создателей United Jazz + Rock Ensemble. Во всех этих коллективах он играл джаз-рок. За свою не очень долгую карьеру Кригель сотрудничал с целым рядом видных немецких и зарубежных мастеров, особенно плодотворно – с американцем Дэйвом Пайком.
Альбом 1976 года Topical Harvest, переизданный ныне в сетевом варианте лейблом MPS Records, принадлежит к числу наиболее характерных для творчества Фолькера Кригеля. Рядом с ним мы видим здесь интернациональный состав, в котором выделяется, прежде всего, ярчайший тромбонист мирового класса Альберт Мангельсдорф, а также два мастера перкуссии, американец Рэй Мантилья и швейцарец Петер Гигер. Альбом по преимуществу авторский, восемь пьес из десяти здесь написаны самим лидером, в одиночку или в соавторстве. Первый же трек Hypnotic Pignose дает представление о фирменном стиле Кригеля с выразительными гитарными пассажами, обильно расцвеченными разнообразными эффектами, на фоне энергичных ритмов рокового происхождения. Впрочем, однообразием музыка Кригеля не страдает. Так, приятно разнообразит программу коротенький Tribut с дуэтом лидера на акустическом инструменте с басистом Хансом Петером Штроером или еще один их дуэт в рок-балладе Saturnalia. Один из двух каверов альбома, Bahia Next Yera Жильберто Жиля, отправляет нас в Бразилию, а в Remember Gereba перкуссионисты предлагают попутешествовать по Африке. В этой композиции, как и в предшествующей ей Hallo Albert, можно сполна насладиться блистательной техникой игры маэстро Мангельсдорфа, и соло, и в дуэтах с Кригелем.
Нет, слушать этот старый альбом совсем не скучно и сегодня, а ретро-звучание меллотрона даже выглядит годы спустя весьма пикантным. Да, в чем-то музыка Кригеля может показаться современному слушателю наивной, но и в этом есть своя прелесть и аромат времени, когда многим казалось, что интенсивные рок-инъекции – это именно то, что надолго придаст джазу новое направление развития. Эксперименты в этом направлении продолжаются и сегодня, но уже в гораздо более изощренных и необычных вариантах, но это уже совсем другая история…
(Volker Kriegel – el. g, ac. g, fl; Rainer Bruninghaus - keyb, el. p, org; Hans Peter Stroer - b, mellotron, fl; Ray Mantilla - congas, perc; Peter Giger – perc; Joe Nay – dr; Albert Mangelsdorff – tb; Peter Coura – ac. G;)
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...
Эллингтон – это Иоганн Себастьян джаза. Сколько бы времени не прошло со дня его смерти, все новые и новые джазовые музыканты обращаются к его творческому наследию и каждый раз обнаруживают в нем нечто свое, открывают нечто особое и, порой, ...
И в конце века прошлого, и в веке нынешнем уже давно не новость музыкальные проекты, где сочетаются вместе джазовая импровизационность, энергетика рок-музыки и приемы музыки академической. Но альбом Bartok In Rock бразильской группы Dialeto навевает ...
Дик Фрегулиа играет джаз уже более полувека. Этого пианиста прекрасно знают в Сан-Франциско и его окрестностях. Еще в далеком 1978 году Дик создал собственный лейбл Blue Koala Records, на котором он издает свои работы: сольные фортепьянные альбомы, ...
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...
Лучшие записи Дона Шюгаркейн Харриса выходили под логотипом немецкого лейбла MPS Records. В этой связи «полакомиться» альбомами Шюгаркейна любители музыки могут только при переизданиях из обширных каталогов фирмы из Шварцвальда, в том ...
Именины сердца для любителей традиционного свингового джаза – а заодно трибьют яркой фигуре американской музыки и голливудского кино классического периода – а заодно живое свидетельство неразрывной связи поколений. Впрочем, обо всем по ...