Появление традиций – признак зрелости. Если довериться этому тезису, то именно в такой период вступил ансамбль из Петербурга Dead Frank. В этом году, как и в прошлом, Dead Frank пополнил свою дискографию двумя альбомами. После февральского Cerement of sound в сентябре в Сеть запущен Coincidence. Определенную традицию можно усмотреть и в стиле оформления обложек двух последних работ группы. Главное же – и в стилистике обоих альбомов этого года есть преемственность: Dead Frank остается верен свободной джазовой импровизации, уже без некоей акцентированной «мрачности». Если же говорить менее серьезно, то традиция, похоже, живет и в том, что за ударной установкой в Dead Frank обязательно сидит дама и обязательно с именем Мария. В Coincidence на смену одному из основоположников группы Марии Мордовец пришла Мария Качалова. Легкая прогулка по Сети помогла прояснить, что у нее за плечами богатый опыт работы в разных петербургских коллективах преимущественно роковой стилистики: Bregan D’Ert, «Канцлер Ги», No Reasons, Epitimia. И надо сказать, она весьма удачно нашла общий язык с тенор-саксофонистом Владимиром Варном и патриархом Dead Frank басистом Данилой Плащевым.
Уже начало стартовой композиции альбома Messy Sound с продолжительным соло ударных показывает, что роль Марии в этом альбоме будет весьма значительной. И продолжение эту догадку подтверждает. Ритмический рисунок диктует развитие каждой из пяти составляющих Coincidencе пьес, более коротких, чем в Cerement of sound. При этом в Messy Sound, Clown in a Hospice (мой персональный фаворит альбома) и Conclusion он носит достаточно регулярный характер, а в Lostness и Crowd For Opium (забавная ирония в названии, не правда ли?) ритм превращается в аритмию, дробя структуру пьес на атональные осколки и делая их наиболее фри-джазовыми фрагментами альбома. А в диалоге с коллегами и на фоне их ритмических узоров выстраивает свою линию тенор-саксофон Владимира Варна – скупые, минималистичные, но весьма выразительные дарк-джазовые импровизации. Загадкой для меня остался только меседж названия нового альбома: о каком «Совпадении» (перевод англоязычного названия альбома) говорят музыканты? Допускаю, что о совпадении творческих интересов, которые и держат участников коллектива вместе, но правильный ответ знают только они сами.
Констатирую: слушать Dead Frank по-прежнему интересно. Группа явно выработала свой язык, свою стилистику, заметно изменившуюся по сравнению с работами трех-четырехлетней давности, а динамика пополнения дискографии коллектива свидетельствует о том, что с творческими идеями у Плащева и его коллег пока все хорошо. Что ж, полет нормальный, так держать, Dead Frank!
P.S. Оказывается и всемогущая Сеть знает не все! Письмо Данилы Плащева разьяснило коллизию, посадившую автора вышеизложенного в лужу. Да, Марию Мордовец в новом альбоме действительно сменила Мария Качалова, но, оказывается, это - одно и то же лицо... Беда с этими сменами фамилий у женщин! Просто Мария вернулась к своей прежней фамилии после изменения жизненных обстоятельств. Прошу саму Марию и читателей не судить строго за невольную ошибку, которую исправляю этим послесловием.
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...