Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии «Бестиарий», морского ежа. Традиционный для группы комментарий к альбому вновь повторяет фразу Эмпедокла о том, что отдельные органы живых организмов вначале существовали отдельно, а их случайное соединение дало новые организмы. Спору нет, морской еж – действительно весьма причудливо устроенный организм. В комментарии Der Finger делает акцент на свойстве этих иглокожих полностью регенерироваться, если его конечность отрезать определенным способом, или регенерироваться частично или вообще погибнуть при других видах разреза. О чем это они, Антон и Евгения? О причинно-следственных связях? О том, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» (Ф.Тютчев)? О знаменитой растоптанной бабочке Бредбери? О том, что прежде, чем резать, надо семь раз отмерить? А, может быть, резать вообще не стоит? Это круг моих версий, судить же о замысле создателей могут только они сами, как обычно оставляя широкое поле для догадок слушателям, что придает дополнительный интерес работам Der Finger.
Как и «Змея», «Морской еж» Антону Ефимову и Евгении Сивковой помогал создавать Ник Судник, чье имя вновь стоит в списке создателей альбома. И со звуком действительно все в порядке, можно посмаковать каждый нюанс. Стилистически Der Finger остался верен себе: Bestiarium IY: Seeigel представляет собой смесь фри-джаза с так называемым дарк-джазом, хотя, пожалуй, уклон в область свободной импровизации здесь ощущается больше, чем в прежних работах. Ритмические «вожжи» чуть ослаблены и длинные саксофонные фразы Сивковой плывут в звуковом пространстве альбома более свободно, особенно в Motionknistern. В то же время, мрачная детерминированность Mund и Nadel больше напоминает предыдущие экспонаты «Бестиария», а особенно впечатлила стартовая Spharidia (сферидии – это такие специальные органы равновесия у морского ежа): вот тут равновесие между саксофоном и плотной тканью «морских» эффектов соблюдено идеально. В целом же слушать Der Finger по-прежнему интересно, хотя, как мне показалось, появились в новой работе и какие-то черточки самоповтора... Кстати, это уже третий за год альбом группы. Может быть, взятый темп пополнения «Бестиария» слишком интенсивен? Наверное, последующие работы коллектива помогут в этом разобраться детальнее.
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...