Последний прижизненный альбом Литтл Джимми Скотта (1925-2014), который поступает в продажу 27 января, обещает стать событием для многочисленных поклонников удивительного таланта этого американского вокалиста. Я не буду здесь подробно останавливаться на биографии Скотта, адресуя интересующихся к отличной статье итальянки Евы Симонтакки, которую она написала в свое время для нашего журнала и которая есть на сайте (жмите кнопку «поиск»). Скажу только, что необычным голосом Джимми обязан редкому генетическому заболеванию – синдрому Кальмана, которое остановило рост его тела и придало его голосу контральтовый тембр. Но параллельно судьба наделила его редкостным по масштабу талантом джазового певца балладного репертуара с удивительным чувством свинга, безукоризненным интонированием и умением проживать целую жизнь в рамках одной песни.
Начав петь еще в 40-х годах, поработав в оркестре Лайонела Хэмптона в 50-х, он затем на много десятилетий ушел из музыки из-за конфликта с владельцами его контракта. Камбэк наступил только в 90-х, благодаря усилиям друзей Скотта, в частности известного Лу Рида из группы Velvet Underground и кинорежиссера Дэвида Линча. Скотт триумфально гастролировал по Европе и Штатам, записывал альбомы и в 90-е, и в нулевые годы. Давний поклонник его творчества, немецкий продюсер и владелец лейбла Eden River Records из Вупперталя Ральф Кемпер в 2008 году предложил Скотту сделать альбом классических джазовых стандартов. До записи дело дошло в 2014-м, в последний год жизни 89-летнего певца.
Кемпер превратил эту запись в настоящий парад звезд мирового джаза. Партнерами Джимми Скотта в I Go Back Home стали пианист Кенни Бэрон, органист Джои ДеФранческо, ударник Питер Эрскин. В отдельных треках дуэты со Скоттом составили Ди Ди Бриджуотер, бразильский певец и гитарист Оскар Кастро-Невеш, инструменталисты - саксофонисты Джеймс Муди и Боб Минцер, гармошечник Грегуар Маре, трубачи Артуро Сандоваль и Тиль Бренер – впечатляющий список, в котором я упомянул еще не всех! Кроме того, в записи участвовал и целый студийный симфонический оркестр. Уже первый трек Sometimes I Feel Like a Motherless Child заставляет затаить дыхание – настолько сильно, совершенно в духе Билли Холидэй, как по тембру голоса, так и по выразительности исполнения, поет здесь Джимми Скотт. Есть в альбоме много песен, исполненных и в другой, более кантиленовой манере – они тоже очень хороши, но мне ближе всего оказался именно этот стартовый трек. Особняком стоит в программе альбома босса-нова I Remember You, где в дуэте со Скоттом поет дочь композитора Генри Манчини Моника, а в аккомпанементе блистает Сандоваль. Если вспоминать инструменталистов, то особо я выделил бы классную работу такого выдающегося мастера, как Джои ДеФранческо – на мой вкус он был особенно хорош в этих сессиях.
Параллельно записи альбома был снят и документальный фильм о жизни Джимми Скотта – с тем же названием и с тем же подзаголовком, «Рассказ о надеждах и мечтах» , что и музыкальный альбом. Эта лента уже успела завоевать ряд призов на кинофестивалях. Литтл Джимми не дожил до выхода в свет альбома и фильма. Кстати, нет уже на свете и Оскара Кастро-Невеша, и Джеймса Муди. I Go Back Home, и фильм, и альбом, - отличный памятник уникальному певцу и звездной команде, украсившей его последний альбом I Go Back Home.
В каждом музыкальном жанре есть свои классики. О некоторых из них говорят, увы, в прошедшем времени, но есть и живые классики, каждая новая работа которых уже по определению вызывает большой интерес. Басист Альфонсо Джонсон (р.1951) – живой ...
Клавишник, композитор и бэнд-лидер из города Энн Арбор, Мичиган Энди Адамсон – музыкант очень опытный: его карьера началась еще пятьдесят лет назад. Играл он очень разную музыку в самых разных коллективах – и диско, и кубинский фолк, и ...
Итало-американский джазовый альянс вокалистки Антонеллы Чионны и пианиста Пата Баттстоуна сложился в Апулии, где у Пата сложилось продуктивное сотрудничество с местными музыкантами. Их совместный альбом издан итальянским лейблом Dodicilune, хотя ...
Двойной альбом – большая дистанция, и если музыкант выбирает именно такой формат релиза, значит, ему действительно есть что сказать. В случае с пианистом из Хьюстона, Техас Артом Фристо дело обстоит именно так. Как пишет сопродюсер этого ...
Фрагментарно элементы этого направления мелькали в отдельных проектах, рецензировавшихся на нашем сайте, но впервые неоклассикал дарк уэйв представлен во всей полноте, причем в исполнении одного из мировых его лидеров. Проект Autunna et sa Rose ...
Блюз живет не только в нижнем течении Миссиссипи, Техасе, Чикаго или Пидмонте. Он уже давно освоился и совсем неплохо чувствует себя по ту сторону Атлантики, в Европе. Здесь ему комфортно, совсем неплохо в финансовом смысле благодаря обилию ...
В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его ...
Invanskrue – юбилейный, 25-й релиз петербургского лейбла Intonema Records. Не знаю, случайно или нет, но, на мой взгляд, абсолютно логично, что юбилейным стал альбом с участием основателя этого авангардного лейбла Ильи Белорукова. Вышел альбом ...
Serenity Knolls, в переводе что-то типа «Умиротворяющие сопки», - так называется центр по реабилитации наркоманов к северу от Сан-Франциско. Там в 1995 году умер во сне от сердечного приступа легендарный американский рок-музыкант, ...
Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его ...
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...