Межконтинентальный дуэт канадца Джейми Друэна и немца Ханнеса Лингенса записал эту программу в Берлине, в конце лета-начале осени 2013 года. Три с половиной года спустя она увидела свет на авангардной петербургской фирме Intonema. Alluvium вызывает ассоциации никак не с концертным залом, наполненным благодарными и восторженными слушателями, а, скорее, с акустической научной лабораторией, где немногочисленная группа исследователей с интересом знакомится с результатами работы своих коллег.
И такие ассоциации представляются мне вполне естественными: творчество Джейми и Ханнеса – это глубокий авангард. Их не интересуют стандартные понятия гармонии, мелодии, ритма, их интересует звук, как таковой. Они исследуют соотношение звука и тишины, акустический и электронный характер звука и их взаимодействие, изменение высоты звука и его окраски в зависимости от местоположения его источника (источников), звуки, создаваемые специально для этого предназначенными объектами (то есть музыкальными инструментами) и совершенно случайными предметами, и так далее. Джейми Друэн оперирует разнообразными, преимущественно электронными дивайсами, Ханнес Лингенс – по преимуществу перкуссионист, в Alluvium работавший с малым барабаном и напольным томом. В берлинской студии они максимально приблизили микрофоны к инструментами Лингенса, а сами использовали не мониторы, а наушники. В результате в программу вошло десять импровизационных контактов двух исследователей (я сознательно избегаю здесь терминов «композиция», «пьеса» и т.д.) разного объема – от почти пятнадцати и до чуть менее одной минуты звучания. Разумеется, никаких названий эти записи не получили: оба исполнителя аппелируют к узкому кругу таких же жрецов чистого звука, как и они сами, так что любые ассоциативные намеки, неизбежно возникающие при чтении и попытке трактовки названий тут не уместны.
Любопытна ли эта работа? Безусловно, да. Всем ли она может быть интересна? Безусловно, нет. Но Intonema, как и весь достаточно узкий круг музыкантов-экспериментаторов в разных странах никогда не работали для широкой публики. Alluvium, как и другие работы такого рода, - это «для своих». Только «свои» в данном случае – это не закрытое тайное общество. Если традиционная музыка, пусть это будет и крутейший фри-джаз, вам кажется слишком пресной, если у вас есть свои творческие идеи или просто интерес к подобному творчеству – velcome! А чтобы проверить себя, - для начала послушайте Alluvium.
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...
C Брэдом Майерсом, гитаристом из Цинцинатти, Огайо, мы уже знакомились в 2015 году, благодаря его альбому Prime Numbers. В марте 2017-го поступает в продажу его новый альбом Sanguinaria (Hopefulsongs). Но как же не похожи друг на друга эти две ...
Даже обложка этого альбома с традиционным фото исполнителей на обложке обращает память к добрым старым временам. Да и музыка альбома подстать обложке. Нет, это не джазовое ретро, это качественный современный джаз, основанный, однако, на проверенных ...
Забавное совпадение: два ведущих мастера импровизационной музыки в Беларуси, Виктор Семашко и Леонид Нарушевич, почти одновременно «засветились» в проектах, где главную роль играет мелодекламация. Сразу возникает соблазн сравнения, ...
Итак, «продолжение банкета» (см. на сайте рецензию на дебютный альбом проекта Бубен –Нарушевич – Байсан Bulbahuana) незамедлило последовать. Уже в конце апреля 2017 года трио запустило в Сеть свой новый альбом под ...
Дон Корнелл (1919-2004), чье настоящее имя звучало, как Луиджи Валаро, не достиг популярности Фрэнка Синатры, но был в США довольно известным певцом от сороковых до начала 60-х годов. Он еще застал эру свинга и эру биг-бэндов и продолжал петь даже в ...
Два города сыграли особую роль в жизни американки Кэрол Морган – Хьюстон и Нью-Йорк. В Техасе она родилась, а в Нью-Йорке, где она живет и работает сейчас, Кэрол окончила престижную Juilliard School. Сегодня Кэрол – уважаемый и известный ...
Мрачноватая по палитре, но весьма экспрессивная живопись украшает обложку этого альбома. Sonder – фонографический дебют уроженца Сиэттла и жителя Бостона, пианиста и клавишника Криса МакКарти. В последние годы Крис, выпускник известной ...
«Зима близко!» - этот девиз рода Старков из знаменитой саги Джорджа Мартина вспомнился мне при первом взгляде на обложку альбома Baby It’s Cold Outside и сравнению ее с пейзажем за окном, где еще только формирует свою палитру ...
Продвинутые любители джаза неплохо представляют себе эффект от контакта латинской и африканской культур: афро-кубинский и афро-бразильский джаз широко известны и многие очень любят музыку этих направлений. Но диффузии культур, породившие такую ...
Атриум был важнейшей частью любого жилища в Древнем Риме. Его назначение в разные периоды истории менялось, но чаще всего под атриумом понимают место, где хранятся самые ценные вещи, где самое богатое убранство, где принимают гостей и проводят ...
Канадский музыкант ямайского происхождения Даррен Баррет, ученик Дональда Берда, еще в 1997 году выиграл престижный конкурс им. Телониуса Монка среди трубачей. С тех пор его и так достаточно успешная карьера резко пошла в гору. Баррет играл и ...