Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера Булеза и Мишеля Леграна, Джона Колтрейна и Soft Machine. C годами его электрифицированный инструмент научился впитывать все эти разнообразные влияния, помогая своему владельцу вырабатывать индивидуальный творческий почерк. В 2002 году Лете вошел в состав National Jazz Orchestra под управлением Клода Бартелеми. Позже он работал в разных малых составах с известными музыкантами французского джаза, четыре года, с 2008 по 2012-й, проработал в ансамбле признанного мастера авангардного джаза Луи Склависа. Есть у Лете и самого разного формата собственные группы. В апреле 2017 года независимый лейбл Discobole Records выпускает сольный альбом 38-летнего музыканта под названием Tuning.
Удивительный альбом. Тут есть только сам Оливье и его электробас, оснащенный двумя усилителями звука. Это все. Никаких дополнительных эффектов, электронных «примочек» и так далее. Только двое – музыкант и его инструмент. Казалось бы, трудно сорок минут слушать только басовое звучание: скучновато и однообразно. Однообразно… Инструмент звучит в руках Оливье Лете так, что кажется, мы слышим живое существо, умеющее рычать, плакать, выть, радоваться и страдать, способное испытывать боль и ярость, гнев и любовь – целую гамму чисто человеческих чувств. Какое уж тут однообразие! В Tuning Лете представил необычайно многогранную программу. Тут есть композиции, где автор дает волю низкому голосу своего инструмента, накачивая музыку мерными остинатными ритмами - Dude Dad, Silent-Bloc, есть неожиданно нежные, абсолютно лиричные композиции, вроде Un retour с ее запоминающейся красивой мелодией или, в меньшей степени, Plus près, есть механистичная титульная композиция и величественная по своему строю Une saison, есть чисто фри-джазовая Blacktop и настоящая многоплановая сюита Ten Dollar’s Hand, где вибрация струн создает эффект чуть ли целого оркестра. Я перечислил чуть ли не все пьесы альбома, не стремясь к этому специально: да, здесь у каждого трека свое и очень интересное лицо.
Я бы рекомендовал послушать этот альбом многим: любителям импровизационного нового джаза, поклонникам электрической музыки, но прежде всего – басистам. Послушайте, сколько возможностей таит ваш инструмент, убедитесь, что в умелых руках ему не нужно никакое сопровождение, и он с усехом может заменить даже человеческий голос. И если у вас есть сольные амбиции – дерзайте вслед за Оливье Лете, но – своим путем!
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...
Поиск философского камня, трансмутации химических элементов, получение золота из других веществ – вот обычные занятия алхимиков. Что имел ввиду молодой (26 лет) канадский басист и композитор Люк Селлик, называя одну из композиций своего ...
Продолжаем с интересом наблюдать за коллаборациями бразильского гитариста Лупы Сантьяго с европейскими партнерами. В прошлом году на сайте рецезировался альбом Ubuntu, который квартет Сантьяго записал в содружестве с австрийским тромбонистом Эдом ...
В 1967 году, пол-века назад, был выпущен альбом Are You Experienced. С той поры берет отсчет начало стремительной и короткой карьеры и, одновременно, крепнущей из года в год все прошедшие десятилетия всемирной славы гениального гитариста Джими ...
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...