Это начинает казаться тенденцией. Уже второй раз в этом году я встречаюсь с альбомом, где толчком для создания музыки послужили литературные тексты, причем восходящие к седой старине. В январе это был альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, основанный на древнеегипетских текстах, а сейчас трубач из Нью-Йорка Мэтт Холмэн альбомом The Tenth Muse приглашает всех в античную Грецию. «Десятая муза» - так называл поэтессу с острова Лесбос Сапфо философ Платон. Лирика Сапфо, сохранившаяся лишь фрагментарно (около 170 отрывков и одно стихотворение целиком), считается выдающимся образцом поэзии. Ее главная тема – любовь, причем, в социо-культурных реалиях своего времени, без различия пола. Холмэна познакомила с поэзией Сапфо жена, и музыкант практически сразу попал под обаяние этих древних стихов.
Мэтт считается одним из самых ярких молодых джазовых трубачей и композиторов своего поколения. Он играл со многими знаменитыми коллегами, включая, скажем Фреда Херша или Джона Холленбека, собрал уже солидную коллекцию наград на престижных конкурсах исполнителей и композиторов. Увлекшись творчеством Сапфо, Холмэн отобрал 16 фрагментов из творческого наслекдия Сапфо и сочинил большую программу, в которой каждому фрагменту посвящена своя музыкальная тема. Впервые он показал ее в сентябре 2013 года на Фестивале новой музыки для трубы (FONT), который проводит один из лидеров мирового джаза в этом классе инструментов Дэйв Дуглас. 7 апреля 2017 года The Tenth Muse увидит свет на лейбле New Focus Recordings.
Альбом записан квартетом музыкантов. Казалось бы, стандартный формат для джаза, но Холмэн подошел к подбору своего ансамбля весьма нетрадиционно. Ему не понадобились ни ударные, ни контрабас. В качестве второго духовика он пригласил кларнетиста и флейтиста Сэма Садигурского, а дополнили квартет пианист Бобби Эйви и вибрафонист Крис Дингмэн. Весьма рафинированная звуковая палитра! Импровизационная составляющая присутствует в программе, но преимущественно музыканты исполняют заранее расписанную музыку. Здесь немало очень ярких моментов. Мне, к примеру, очень понравились fragment 147 c мастерским соло самого Холмэна и словно излучающий радость fragment 168b (названиями отдельных частей программы послужили принятые в литературоведении обозначения сохранившихся отрывков стихов Сапфо. Кстати, все они приведены в буклете к альбомуна языке оригинала и в английском переводе). Каждый из участников квартета получил и по одной сольной части. Если попытаться как-то стилистически определить работу Мэтта Холмэна, то мне она показалась более близкой к современной академической музыке, но современный новый джаз может быть и таким необычным, что отнюдь не уменьшает интереса к этой в высшей степени оригинальной работе.
Редкий алмаз извлекла из своих каталогов знаменитая немецкая компания MPS Records из Швацвальда для очередного сетевого переиздания 10 марта 2017 года. Дело в том, что MUMPS – проект «одноразовый». В 1977 году, почти ровно сорок ...
Приятная новость с испанского острова Ибица: Мюриэль Гроссман выносит на суд слушателей свой новый альбом Momentum. С живущей здесь австрийской саксофонисткой и композитором наши читатели уже имели возможность познакомиться по предыдущим работам: ...
Вначале было… Нет, это в Книге Книг вначале было Слово, а в представляемом сегодня проекте вначале была музыка. Басист и композитор из французского города Монтобан Дмитрий Токарев в 2016 году сочинил музыку для танцевального спектакля ...
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...