Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его название недвусмысленно указывает на очередной вариант синтеза джаза и академической музыки. Эксперименты в этой сфере, разной степени удачности, – не новость, но вариант Билла Канлифа имеет все шансы попасть в число весьма и весьма убедительных.
Пианист и композитор из Лос-Анджелеса Билл Канлиф (р. 1956) – человек весьма известный. Начинал он с академической музыки, а интерес к джазу пришел позднее и дал эффектные результаты. В 1989 году Канлиф стал победителем конкурса пианистов им. Телониуса Монка, в 2006 получил первую свою номинацию на Грэмми, а в 2010 году уже стал лауреатом Грэмми за лучшую инструментальную аранжировку проекта Оскара Питерсона West Side Story Medley. Есть у него и немало других почетных наград. Много работал он с биг-бэндами, в частности прошел отличную школу в биг-бэнде Бадди Рича. Канлиф счастливо сочетает в себе качества классного композитора, аранжировщика и пианиста, что очень помогло ему в работе над последним проектом, который он с долей юмора назвал BACHanalia.
В программе из восьми композиций пять - это интерпретации произведений классической музыки: композиции Sleepers Awake и Goldberg Contraption – это Иоганн Себастьян Бах, Solfeggietto – это его сын Карл Филипп Эмануэль Бах, звучат также версии первой части 3-го фортепьянного концерта Сергея Прокофьева и темы из балета «Треуголка» Мануэля де Фальи. Кроме того, Канлиф представил в своей интерпретации два уже чисто джазовых стандарта, в том числе I’ve Got You Under My Skin Коула Портера и свою собственную композицию Afluencia. Записи этих треков производились в разное время, в разных частях страны и с разными составами. Неизменным партнером самого Билла всегда оставался его старый коллега по более ранним альбомам, барабанщик Джо Ла Барбера. Но в каждой из записей можно видеть мощную духовую группу, с помощью которой Канлиф создает практически биг-бэндовое звучание. В ней участвовало много отличных мастеров, но одно имя все же надо выделить особо: это еще один старый партнер Канлифа, один из лучших в современном джазе трубачей Терелл Стаффорд. В четырех треках восхитительные вокальные краски добавляет в альбом Дениз Донателли, чье силлабическое пение в духе Swingle Singers отлично подходит для интерпретации классики.
Если с легкой руки тех же Swingle Singers легкие, порхающие интерпретации музыки Баха уже давно на слуху, то слушая великую старинную музыку в аранжировках Канлифа, ощущаешь, как органично из-под его пальцев на клавишах фортепьяно она насыщается подлинно джазовым свингом, ничуть не теряя своей красоты. А в канлифовских версиях более современной академической музыки, особенно в 17-минутной версии концерта Прокофьева, отдаешь должное виртуозности и бескомпромиссности аранжировок, в которых нет и следа, если так можно выразиться, попсовости и желания упростить сложную музыку в угоду массовому вкусу. Да, BACHanalia – музыка не для всех, но, как уже сказано в начале этого текста, тем, кто ходит в филармонию и на академические, и на джазовые концерты, она должна понравиться.
Мы привыкли к тому, что бразильские джазовые музыканты великолепно играют босса-нову, не говоря уже о самбе – чисто бразильском явлении. Мы привыкли к тому, что американские джазовые музыканты охотно обращаются к бразильскому музыкальному ...
Итак, Summa. Это уже второй альбом в дискографии Jü (вновь под логотипом лондонской RareNoise Records), но, пожалуй, только здесь трио из Будапешта в полном масштабе представляет на суд слушателей свои творческие концепции. Дело в том, что ...
Пресс-релизы аттестуют музыку гитариста из Бостона Джастина Пайпера, как эсид-джаз. Этот популярный в 90-е годы термин в наши дни как-то незаметно вышел из употребления, но вот применительно к Пайперу запылившийся ярлычок извлечен из небытия. ...
Флорида – Нью-Йорк – по этому маршруту проследовали многие джазовые музыканты, впоследствии ставшие знамениитостями, достаточно вспомнить хотя бы Кеннонболла Оддерли. Такое путешествие проделала в 2014 году и молодая пианистка / певица ...
Гитарист и певец, композитор, аранжировщик и продюсер Кевин Мэйнс родился и вырос во Флориде. Название этого «Солнечного штата», как его называют в Америке, ассоциируется прежде всего с солнцем, морем и пальмами южного побережья ...
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...