Итак, февраль 2017-го явил миру преображенный Dead Frank. Команда из Санкт-Петербурга предстала в своем новом, небольшом по объему, альбоме Cerement of sound в старо-новом составе. Во всех прошлогодних релизах (Frank's death, Consternation), рецензии на которые можно найти на сайте, ядро коллектива составляли басист Данила Плащев и саксофонист Владимир Варн, прочно заменивший в составе белоруса Фрида Самотного. Теперь в группу вернулась барабанщица Мария Мордовец, игравшая в Dead Frank, как и Плащев, с самого начала, а четвертым участником проекта стал электронщик Андрей Воробьев, по совместительству звукоинженер записи (впрочем, возможно, совместительством для Андрея являлось как раз непосредственное участие в записи, - этого я не знаю).
Программу альбома, в обложке которого, как и во Frank's death, мне опять почудилось нечто ЕСМ-истое, составили две композиции с бесстрастными, но не без подтекста, названиями Front Side и Inner Side. И если название самого альбома «Саван звука» продолжает характерную для группы мрачно-летальную традицию, то музыка, что во «Внешней стороне», что во «Внутренней стороне», показалась мне заметно изменившейся, что приятно само по себе: не стоят люди на месте, ищут, двигаются. Куда? Тут могут быть разные мнения. По мне ярлычок «пост-джазкор» тут можно просто отбросить за ненадобностью и назвать Cerement of sound образчиком джаза свободной формы, причем больше тяготеющего к европейским, а не американским примерам новоджазового творчества.
Во «Внешней стороне» правит бал тенор-саксофон Владимира Варна. Этот музыкант, в отличие от того же Самотного, прежнего фронтмена Dead Frank, внешней экспрессии предпочитает медленное, подчиненное только своей внутренней логике, развитие импровизации. Владимир, на мой взгляд, не «одевает» звук в некий «саван», а, скорее, «раздевает» его, исследуя все нюансы его появления на свет, включая, как и положено, родовые муки. В этом ему активно помогают басовые линии Плащева и ритмические фигуры Мордовец, чей «камбэк» явно пошел на пользу саунду Dead Frank. Электроника Воробьева носит скорее орнаментальный характер, внося дополнительные краски в общую палитру и основой звучания не становится ни в первой, ни во второй композиции. А вот бас-гитара и ударные в Inner Side гораздо существеннее влияют на общий рисунок композиции. Тенор-сакс здесь уже не «царствует», а является лишь «первым среди равных». Кстати, и динамики в этом треке побольше.
В целом новая работа, на мой взгляд, должна понравиться любителям джаза больше прошлогодних. Из того, что мне довелось услышать у Dead Frank, наиболее близкой по духу к Cerement of sound я бы назвал, при всей условности таких сравнений, работу 2015-го года Session Ten. Но, конечно же, это вещи разные – иначе было бы неинтересно и музыкантам, и их слушателям.
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...