Итак, февраль 2017-го явил миру преображенный Dead Frank. Команда из Санкт-Петербурга предстала в своем новом, небольшом по объему, альбоме Cerement of sound в старо-новом составе. Во всех прошлогодних релизах (Frank's death, Consternation), рецензии на которые можно найти на сайте, ядро коллектива составляли басист Данила Плащев и саксофонист Владимир Варн, прочно заменивший в составе белоруса Фрида Самотного. Теперь в группу вернулась барабанщица Мария Мордовец, игравшая в Dead Frank, как и Плащев, с самого начала, а четвертым участником проекта стал электронщик Андрей Воробьев, по совместительству звукоинженер записи (впрочем, возможно, совместительством для Андрея являлось как раз непосредственное участие в записи, - этого я не знаю).
Программу альбома, в обложке которого, как и во Frank's death, мне опять почудилось нечто ЕСМ-истое, составили две композиции с бесстрастными, но не без подтекста, названиями Front Side и Inner Side. И если название самого альбома «Саван звука» продолжает характерную для группы мрачно-летальную традицию, то музыка, что во «Внешней стороне», что во «Внутренней стороне», показалась мне заметно изменившейся, что приятно само по себе: не стоят люди на месте, ищут, двигаются. Куда? Тут могут быть разные мнения. По мне ярлычок «пост-джазкор» тут можно просто отбросить за ненадобностью и назвать Cerement of sound образчиком джаза свободной формы, причем больше тяготеющего к европейским, а не американским примерам новоджазового творчества.
Во «Внешней стороне» правит бал тенор-саксофон Владимира Варна. Этот музыкант, в отличие от того же Самотного, прежнего фронтмена Dead Frank, внешней экспрессии предпочитает медленное, подчиненное только своей внутренней логике, развитие импровизации. Владимир, на мой взгляд, не «одевает» звук в некий «саван», а, скорее, «раздевает» его, исследуя все нюансы его появления на свет, включая, как и положено, родовые муки. В этом ему активно помогают басовые линии Плащева и ритмические фигуры Мордовец, чей «камбэк» явно пошел на пользу саунду Dead Frank. Электроника Воробьева носит скорее орнаментальный характер, внося дополнительные краски в общую палитру и основой звучания не становится ни в первой, ни во второй композиции. А вот бас-гитара и ударные в Inner Side гораздо существеннее влияют на общий рисунок композиции. Тенор-сакс здесь уже не «царствует», а является лишь «первым среди равных». Кстати, и динамики в этом треке побольше.
В целом новая работа, на мой взгляд, должна понравиться любителям джаза больше прошлогодних. Из того, что мне довелось услышать у Dead Frank, наиболее близкой по духу к Cerement of sound я бы назвал, при всей условности таких сравнений, работу 2015-го года Session Ten. Но, конечно же, это вещи разные – иначе было бы неинтересно и музыкантам, и их слушателям.
Мы не часто радуем любителей smooth-джаза обзорами альбомов этой стилистики, но представляемый сегодня альбом In Your Eyes должен нас отчасти извинить. Разумеется, судить его надо по «законам жанра», а в рамках этих законов он просто ...
Гитарист из Бостона, выпускник Университета МакГилл и Консерватории Новой Англии, Стив Билодо исповедует современную импровизационную музыку. Представляемый сегодня альбом Sun Through The Rain – третий в его дискографии. Предыдущая его работа ...
Стив Д’Анджело - весьма известный и разносторонний музыкант, работающий в разных сферах и играющий на разных инструментах, при том, что его главным «оружием» является гитара. Он много и успешно работает для телевидения, как в США, ...
Человек с малетами Стив Хоббс – уважаемый ветеран американского джаза. Его последний альбом Tribute To Bobby лучше всего слушать, параллельно читая собственноручно написанные им liner notes. Мне представляется, что особенно интересно это будет ...
Опытнейший американский саксофонист Стив Слегл в самом начале грядущего 2017-го, года своего шестидесятипятилетия, порадует своих поклонников новым альбомом Alto Manhattan. Собственно, почему только поклонников? Допустим, вы никогда не слышали этого ...
Тот, кто любит King Crimson, не может не любить Stick Men. Эта группа, на мой вкус, лучшая прог-роковая команда современной сцены, на две трети состоит из бывших участников King Crimson: это Тони Левин, играющий на стике, и ударник Пат Мастелотто. ...
Публикуя рецензии на радикально-экспериментальные проекты, я отдаю себе отчет, что очень и очень тоненькая ниточка связывает такие работы и с понятием «импровизационная музыка» и с понятием «джаз». Слушать ли такую музыку, ...
С Synesthetic Octet, ансамблем, созданным австрийским кларнетистом и композитором Винсентом Понграчем (р.1985), я познакомился в 2015 году, рецензируя его дебютный альбом Rastlos. В той рецензии (ее можно найти на сайте) шла речь и об истории ...
Пианист Токаоки Отомо играл на клавишах в одном из нью-йоркских ресторанов – обычный заработок для сотен и сотен местных музыкантов. Так могло бы продолжаться очень долго, если бы в дело не вмешался случай, имя которому Бернард Хофер. ...
Молодые музыканты, вокалистка Даниэль Верц и пианист Тал Коэн представляют свой дебютный альбом. Оба исполнителя уже познали вкус успеха, и, объединив усилия, двигаются к новым высотам вместе. Даниэль – американка, родом из Вирджинии, ...
Тали Атцмон, актриса и певица, неоднократно отмечалась эпизодическим участием в записях и концертах ансамбля своего супруга, саксофониста par exellence Гилада Атцмона The Orient House Ensemble. И вот – Talinka, дебютный альбом одноименного ...
Русский прямой перевод не может передать тонкость словесного каламбура английского названия этого альбома, но смысл понятен вполне: «Молод в 92 года!». Терри Джибс, настоящее имя которого звучит, как Юлиус Губенко, родился в нью-йоркском ...