Акуа Диксон (р.1948) начинала как виолончелистка в академической музыке, окончила Manhattan School of Music. Но в годы ее молодости Америка была не очень похожа на нынешнюю, симфонические оркестры не слишком приветствовали в своих рядах афроамериканских музыкантов. И Акуа начала искать альтернативу. Она много работала на Бродвее, сопровождала выступления Шарля Азнавура и Лайзы Минелли, а с начала 70-х годов серьезно увлеклась импровизационной музыкой и вошла в мир джаза, в котором стала одной из немногих исполнительниц на виолончели. Огромной школой для нее стали работа с королем соул Джеймсом Брауном, участие в «Двойном квартете» Макса Роуча, Акуа основала и собственный, весьма успешный струнный Quartette Indigo. Играла она и записывалась со многими известными музыкантами, написала, среди прочего, и оперу, посвященную новоорлеанской «королеве вуду» ХIХ века Мари Лаво. Не интенсивно, но неуклонно пополняется и дискография альбомов Акуа, где на обложке стоит только ее имя. В записях Акуа участвуют и ее дети – ударник Орион Тюрр и вокалистка Андромеда Тюрр (бывший муж Акуа – известный джазовый тромбонист Стив Тюрр). Правда, в ее новейшем диске Akua’s Dance их мы не услышим, но здесь и так немало ярких имен и интересной музыки.
Akua’s Dance построен так, что сочетает в себе записи двух квартетов. В одном с Акуа играют басист Кенни Дэвис и гитарист Фредди Брайант, в другом – звезды первой величины, легендарный басист Рон Картер и гитарист Рассел Мэлоун. Партию ударных в обоих квартетах ведет Виктор Льюис. Сама же Акуа Диксон с первым квартетом играет на специально для нее сделанной баритоновой скрипке, чей звук заметно ниже обычной, а со вторым – на своей виолончели. Что же касается программы альбома, то это настоящий калейдоскоп разных по стилистике и характеру композиций, демонстрирующий универсальность исполнительского и композиторского таланта Акуа Диксон.
Две пьесы взяты из вышеупомянутой оперы, написанной Акуа Диксон. Это стартовая I Dream A Dream с выраженными латинскими интонациями и титульная Akua’s Dance, блестящая композиция, обращенная к африканскому наследию, но при этом использующая и характерные интонации аргентинского танго, на мой вкус, одна из лучших вещей на диске. О настроении, создаваемой пьесой Afrika! Afrika! красноречиво говорит само ее название. Я, возможно, не объективен из-за своей любви к этому жанру, но к лучшим трекам альбома отнесу и интерпретацию Диксон и аранжировщика Фредди Брайанта традиционного спиричуэлла I’m Gonna Tell God All Of My Troubles. А есть еще и единственный вокальный трек альбома Throw It Away, заимствованный Диксон из репертуара Эбби Ликольн. Поект Акуа вполне достойно, но я все же предпочитаю ее инструментальные пьесы. Среди них отмечу еще Dizzy’s Smile, восходящую к временам сотрудничества Диксон с великим трубачом и энергичный финальный трек Don’t Stop. Что же касается альбома в целом, то практически все композиции пронизаны редким по остроте чувством ритма и танцевальным настроением. Так что, слово «танец» в названии титульной композиции и альбома в целом, совсем не случайны.
Струнные в джазе давно уже не экзотика, но редко кто показывает это столь убедительно, как Акуа Диксон. Очень рекомендую убедиться в этом.
Тот, кто любит King Crimson, не может не любить Stick Men. Эта группа, на мой вкус, лучшая прог-роковая команда современной сцены, на две трети состоит из бывших участников King Crimson: это Тони Левин, играющий на стике, и ударник Пат Мастелотто. ...
Публикуя рецензии на радикально-экспериментальные проекты, я отдаю себе отчет, что очень и очень тоненькая ниточка связывает такие работы и с понятием «импровизационная музыка» и с понятием «джаз». Слушать ли такую музыку, ...
С Synesthetic Octet, ансамблем, созданным австрийским кларнетистом и композитором Винсентом Понграчем (р.1985), я познакомился в 2015 году, рецензируя его дебютный альбом Rastlos. В той рецензии (ее можно найти на сайте) шла речь и об истории ...
Пианист Токаоки Отомо играл на клавишах в одном из нью-йоркских ресторанов – обычный заработок для сотен и сотен местных музыкантов. Так могло бы продолжаться очень долго, если бы в дело не вмешался случай, имя которому Бернард Хофер. ...
Молодые музыканты, вокалистка Даниэль Верц и пианист Тал Коэн представляют свой дебютный альбом. Оба исполнителя уже познали вкус успеха, и, объединив усилия, двигаются к новым высотам вместе. Даниэль – американка, родом из Вирджинии, ...
Тали Атцмон, актриса и певица, неоднократно отмечалась эпизодическим участием в записях и концертах ансамбля своего супруга, саксофониста par exellence Гилада Атцмона The Orient House Ensemble. И вот – Talinka, дебютный альбом одноименного ...
Русский прямой перевод не может передать тонкость словесного каламбура английского названия этого альбома, но смысл понятен вполне: «Молод в 92 года!». Терри Джибс, настоящее имя которого звучит, как Юлиус Губенко, родился в нью-йоркском ...
The AV Club – популярный в Сети сайт, посвященный поп-культуре в различных ее проявлениях: тут и кино, и музыка, и игры. Работает он в Чикаго. А еще работает в Чикаго басист и композитор Эндрю Фогт, по-английски его имя пишется: Andrew Vogt. ...
The Baylor Project – семейное «предприятие» вокалистки Джин Бейлор и ударника Маркуса Бейлора. Организовали они этот проект в 2013 году и впервые выступили вместе в известном нью-йоркском джазовом клубе Smoke. Вечер с The Baylor ...
Музыка – Ливерпуль – Beatles … Эта триада с шестидесятых годов прошлого века представляется монолитной и нерасторжимой. При упоминании двух любых ее частей неизбежно в памяти возникает и третья. Никто не оспорит место в истории ...
Трио Эрика Берда существует уже почти двадцать лет. Играют пианист Берд, басист Бхагван Хальса и ударник Альфонсо Янг традиционный джаз, традиционный не в историческом, а в современном смысле этого слова, когда в равной степени традиционными ...
Пять творческих путей (в переносном смысле слова) и пять чисто географических концертно-гастрольных дорог пяти разных музыкантов экспериментально-авангардного направления сошлись в одной точке, и имя этой точке – Боро. Так очень кратко можно ...