Атриум был важнейшей частью любого жилища в Древнем Риме. Его назначение в разные периоды истории менялось, но чаще всего под атриумом понимают место, где хранятся самые ценные вещи, где самое богатое убранство, где принимают гостей и проводят торжественные приемы. Вот такой атриум виртуально выстроили для своих гостей-слушателей три джазовых музыканта из трех разных стран: эквадорский басист Даниэль Толедо и его коллеги по трио – польский пианист Петр Ожеховски, известный также как Pianohooligan, и шведский барабанщик Пауль Сванберг. Для трио Даниэля Толедо это уже второй альбом. Дебютный Elapse появился в 2014 году, но тогда в нем играл другой ударник, а нынешний Atrium увидел свет в феврале на польском лейбле Fortune Productions.
Стоит начать обзор с кратких биографий «хозяев» атриума. Сам Даниэль Толедо, басист и композитор (он автор всех композиций альбома), преподает в университете своего родного города Кито. Как джазовый музыкант, он выступал во многих странах мира. Даниэль – выпускник европейского филиала знаменитого колледжа Беркли в испанской Валенсии. У меня нет таких данных, но могу предположить, что именно там он мог познакомиться с Петром Ожеховским, который также учился в Валенсии. Петр в равной степени громко заявил о себе как в джазе, так и в современной академической музыке. У него уже солидная дискография, Петр работал с такими мэтрами, как Филипп Гласс и Кшиштоф Пендерецки, а в джазе – с Рэнди Брекером и Михалом Урбаняком. Победитель ряда престижных джазовых конкурсов, он является одним из самых ярких мастеров новой волны польского джаза. Их коллега, Пауль Сванберг, в джазе идет по пути своего отца, известного шведского джазового пианиста Ларса Янссона, в трио которого он выступает на постоянной основе.
Не знаю, как долго работали музыканты над своим совместным проектом, но, на мой взгляд, им удалось добиться отличного взаимопонимания. Уже в стартовой композиции, давшей имя альбому, они искусно создают контрапункт между элегической «шопеновской» линией фортепьяно и жесткой полиритмией ударных и баса. Следующая пьеса Tawny более энергична, это такой современный хот-джаз, венчаемый эффектным соло ударных, в котором, однако, много «воздуха», звуковая ткань прозрачна и позволяет посмаковать каждую ноту. В Abridged Perspective тон задают Ожеховски и Толедо, эта пьеса чуть напоминает стартовую, только в теме грусть уступает место некоему флеру таинственности и недосказанности. Очень хорош Толедо в Noa, где его инструмент на фоне деликатных пульсаций ударных словно подчеркивает и комментирует все повороты основной темы. Мой персональный фаворит альбома – Horyzont с ювелирной перекличкой голосов фортепьяно и контрабаса. Не могу не отметить и бравурную Margins c ее неожиданным финалом. Словом, в каждом из семи треков есть своя весьма аппетитная «изюминка». Сделанный в целом по законам постбопового мэйнстрима, альбом словно доказывает, как много резервов есть у этого направления, когда за дело берутся по-настоящему креативные мастера. Все музыканты трио еще весьма молоды по джазовым меркам. Пауль только в этом году достиг возраста Христа, а Даниэлю и Петру еще нет и тридцати. И Atrium убеждает в весьма оптимистичных перспективах их совместного коллектива.
Итало-американский джазовый альянс вокалистки Антонеллы Чионны и пианиста Пата Баттстоуна сложился в Апулии, где у Пата сложилось продуктивное сотрудничество с местными музыкантами. Их совместный альбом издан итальянским лейблом Dodicilune, хотя ...
Двойной альбом – большая дистанция, и если музыкант выбирает именно такой формат релиза, значит, ему действительно есть что сказать. В случае с пианистом из Хьюстона, Техас Артом Фристо дело обстоит именно так. Как пишет сопродюсер этого ...
Фрагментарно элементы этого направления мелькали в отдельных проектах, рецензировавшихся на нашем сайте, но впервые неоклассикал дарк уэйв представлен во всей полноте, причем в исполнении одного из мировых его лидеров. Проект Autunna et sa Rose ...
Блюз живет не только в нижнем течении Миссиссипи, Техасе, Чикаго или Пидмонте. Он уже давно освоился и совсем неплохо чувствует себя по ту сторону Атлантики, в Европе. Здесь ему комфортно, совсем неплохо в финансовом смысле благодаря обилию ...
В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его ...
Invanskrue – юбилейный, 25-й релиз петербургского лейбла Intonema Records. Не знаю, случайно или нет, но, на мой взгляд, абсолютно логично, что юбилейным стал альбом с участием основателя этого авангардного лейбла Ильи Белорукова. Вышел альбом ...
Serenity Knolls, в переводе что-то типа «Умиротворяющие сопки», - так называется центр по реабилитации наркоманов к северу от Сан-Франциско. Там в 1995 году умер во сне от сердечного приступа легендарный американский рок-музыкант, ...
Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его ...
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...
Каждое новое имя в мужском джазовом вокале – это событие. Претенденты в новые Эллинги и Портеры появляются значительно реже, чем претендентки на лавры Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Поэтому я ждал знакомства с новым альбомом певца из ...
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...