Если вы хотите представить себе, что такое этно-джаз, то трудно подобрать для этой цели лучший пример, чем альбом Паскаля Бокара Guitar Balafonics. Практикующий и в качестве лидера, и в качестве сайдмена, музыкант, педагог, работающий в нескольких калифорнийских университетах, Паскаль Бокар родился в Париже в 1962 году в семье смешанного франко-сенегальского происхождения. Его детство прошло в Западной Африке, куда переехали родители помогать в развитии молодым государствам, только что получившим независимость. Оба они были горячими поклонниками джаза, поэтому с детства их сын в равной степени полюбил джаз и традиционную африканскую музыку, ставшие делом его жизни. Уже много позже, переехав в США, Бокар опубликовал нашумевшую книгу «От Тимбукту к дельте Миссисиппи», исследующую развитие музыки в древних государствах Западной Африки и ее связь с джазом через культуру рабов, привезенных из этих регионов на американский континент.
Эту связь наглядно демонстрирует и альбом Guitar Balafonics. Визуально – в виде карты, размещенной на одной из внутренних сторон конверта, где показаны пути перемещения будущих рабов из разных точек Африки в разные точки Америки. Ну, а практически Бокар отражает ее в своем творчестве. Для альбома Guitar Balafonics Паскаль отобрал известнейшие композиции классиков джаза разных эпох – Lester Leaps In Лестера Янга, Solitude Эллингтона, Song For My Father Хорэса Сильвера, стандарты Роджерса (Have You Met Ms. Jones), Ноубла (Cherokee) и так далее – и интерпретировал их в духе африканской музыки. Есть в альбоме и две собственные композиции Бокара: Song For Dizzy, посвященная Диззи Гиллеспи, и Segou On The Djoliba, выполненные в той же стилистике. С другой стороны, в альбом включен и древний западноафриканский гимн с тысячелетней историей, Massani Cisse, аранжированный с использованием характерных джазовых идиом.
Паскаль Бокар – гитарист, выработавший особую манеру игры на своем электроинструменте. Его гитара может звучать в привычном западному уху стиле, а может превращаться в деревянный перкуссионный инструмент, предок маримбы, - балафон, распространенный в Западной Африке. Отсюда, собственно, и происходит название альбома. В ассистирующем Бокару составе мы видим и африканские барабаны сабар, и флейты с саксофоном, равно, как и музыкантов разного происхождения. В своей версии эллингтоновской Solitude Паскаль еще и поет в дуэте с вокалисткой Дарией Найлс. На меня же самое сильное впечатление произвела композиция Massani Cisse с музыкой величавой и трагичной, как сама история Африки.
Редкий на наших страницах образчик джаза из Португалии. Барабанщик и композитор из Лиссабона Жоао Ленкастре в общем-то играет самую разнообразную музыку, но его джазовый проект João Lencastre's Communion успешно развивается аж с 2005 года и ...
Австралийская группа Opus of a Machine выпустила свой дебютный альбом Simulacra в ноябре 2014 года, это очень свежий диск. Но прежде чем говорить о нем, стоит, хотя бы контурно, очертить его целевую аудиторию. Поклонников разнообразных джазовых ...
Молодой итальянский лейбл из Тревизо nusica.org весьма оригинально подходит к оформлению своих изданий. Вы можете судить об этом по обложке альбома XY от XYQuartet: в нижней части – название лейбла, крупный порядковый номер релиза в каталоге ...
Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как ...
Да простят мне музыканты столь вольное сравнение, но обложка альбома Avanscena выглядит, как список игроков национальной сборной Беларуси по импровизационной музыке. Вы предполагаете, что коль это сборная, то именно поэтому они не в ...
Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей ...
Mole – проект двух латиноамериканских музыкантов, пианиста и композитора из Мексики Марка Аандеруда (ныне обитающего в Чешской республике, в Праге) и аргентинского барабанщика Эрнана Гехта. Лет десять назад им довелось поиграть вместе, и Марк ...
Грег Эбат (р.1947), духовик-мультиинструменталист, предпочитающий, однако, альт-саксофон, – один из тех музыкантов современного джаза, благодаря которым традиция бопа живет, почти неискаженная последующими стилистическими революциями. В свое ...
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...