По времени выпуска DVD Live In Goettingen следует за CD The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains швейцарского секстета из Берна Hildegard lernt fliegen, а вот по времени записи чуть-чуть опережает его: концерт в Геттингене группа играла в начале октября 2013 года, а в студии работала над The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains в ноябре того же года. Так или иначе, оба релиза тесно связаны друг с другом, что подчеркивается и однотипным их оформлением от Петера Бедера.
А в тот день, 9 октября 2013 года, группа проделала пятисоткилометровый путь из Южной Германии, где швейцарцы выступали на одном из фестивалей, на север, чтобы успеть выступить еще на одном фестивале, в величественном (и немножко помпезном) здании Немецкого Театра старинного университетского города Геттинген. И фильм начинается со стремительного прохода-прибытия музыкантов за кулисами, осторожного взгляда одного из них в зрительный зал и удивленно-удовлетворенного возгласа при виде аншлага. Что ж, Андреас Шаерер и его партнеры сделали в тот вечер все, чтобы зрителям не пришлось жалеть о потраченном времени, невзирая на понятную усталость после марш-броска через половину Германии. Фильм демонстрирует это весьма красноречиво.
Разумеется, фантастическая креативность Шаерера-композитора и безграничные технические возможности Шаерера-вокалиста, отличная сыгранность бэнда, сдобренная изрядным количеством музыкального юмора, не вызывают сомнений и при прослушивании аудиодиска, но когда более часа воочию наблюдаешь за захватывающим действом-игрой, в которую музыканты подчас ненавязчиво вовлекают и зрительный зал (Rezitae Furije Furije), все это приобретает новое, еще более яркое качество. Аудиодиск старательно воспроизводит звучание трубы, но только DVD дает возможность увидеть, как идеально имитирует это самое звучание Шаерер, его мимика, жесты делают еще более уморительно смешной оперную пародию Don Clemenza. Незаурядное мастерство басиста Марко Мюллера, тромбониста Андреаса Чоппа, ударника Кристофа Штайнера, извлекающего ритм не только с помощью палочек, но и с помощью пишущей машинки (Seldom Was Covered With Snow And An Old Oak) выглядят в видеозаписи еще более выпукло. Кстати, две упомянутые выше композиции представлены на диске еще и в виде бонусных клипов, не имеющих отношения к концерту в Геттингене.
Практически вся музыка Hildegard lernt fliegen основана на импровизационном переосмыслении в первую очередь европейской музыкальной традиции, а не афроамериканского классического джаза, язык которого для швейцарцев – лишь один из многих других рабочих инструментов. Музыка Шаерера и его коллег – еще один аргумент в пользу огромного потенциала и полной самодостаточности современной европейской креативной музыки. А уж называть ее джазом, новым джазом или как-то иначе – дело вкуса.
Австралийская группа Opus of a Machine выпустила свой дебютный альбом Simulacra в ноябре 2014 года, это очень свежий диск. Но прежде чем говорить о нем, стоит, хотя бы контурно, очертить его целевую аудиторию. Поклонников разнообразных джазовых ...
Молодой итальянский лейбл из Тревизо nusica.org весьма оригинально подходит к оформлению своих изданий. Вы можете судить об этом по обложке альбома XY от XYQuartet: в нижней части – название лейбла, крупный порядковый номер релиза в каталоге ...
Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как ...
Да простят мне музыканты столь вольное сравнение, но обложка альбома Avanscena выглядит, как список игроков национальной сборной Беларуси по импровизационной музыке. Вы предполагаете, что коль это сборная, то именно поэтому они не в ...
Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей ...
Mole – проект двух латиноамериканских музыкантов, пианиста и композитора из Мексики Марка Аандеруда (ныне обитающего в Чешской республике, в Праге) и аргентинского барабанщика Эрнана Гехта. Лет десять назад им довелось поиграть вместе, и Марк ...
Грег Эбат (р.1947), духовик-мультиинструменталист, предпочитающий, однако, альт-саксофон, – один из тех музыкантов современного джаза, благодаря которым традиция бопа живет, почти неискаженная последующими стилистическими революциями. В свое ...
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...
Синтия Фелтон – человек разносторонних дарований. Она имеет степени по музыке таких престижных учебных заведений, как Беркли и университет Нью-Йорка, а также докторскую в области джазовых исследований университета Южной Каролины. Фелтон ...