Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, которые были сделаны в свое время Return To Forever Кории, Weather Report, Lifetime Уильямса, Mahavishnu Orchestra МакЛафлина. И когда встречаешь что-то действительно свежее и оригинальное, это настоящий праздник. Таковым стал для меня Groundswell, третий по счету альбом возглавляемого талантливым гитаристом Дэннисом Ри ансамбля из Сиэттла Moraine для нью-йоркского лейбла MoonJune Records.
До него на MoonJune Records выходили два предыдущих диска Moraine: manifest density (2009) и концертный Metamorphic Rock: Live at NEARfest (2012). Так что, Ри и шефа MoonJune Леонардо Павковича связывают давние взаимные симпатии. Но, как говорит сам Дэннис Ри, Groundswell существенно отличается от своих предшественников: благодаря продюсеру и звукоинженеру Стиву Фиску, он стал первым для коллектива альбомом, где в полной мере использованы креативные возможности современной студии. Действительно, диск позволяет в полной мере прочувствовать оригинальность звуковой палитры ансамбля: Алисия ДеДжои играет на скрипке, ее супруг Джеймс ДеДжои попеременно использует баритон-саксофон и флейту, басист Кевин Миллард играет на восьмиструнном гибридном инструменте, сочетающем свойства бас-гитары и гитары обычной, а виртуоз гитары Дэннис Ри параллельно «заведует» электронными эффектами и вновь вошедшим в моду меллотроном (привет от King Crimson и Moody Blues).
Но дело не только в необычности инструментария. Музыка Moraine соединяет в себе лучшие гармонические, мелодические и ритмические черты старого доброго джаз-рока и прог-рока а-ля Soft Machine, King Crimson и Van der Graaf Generator, приправляя их элементами экзотической этники. Две пьесы для альбома написали композиторы Дэниел Бэрри (стартовая Mustardseed) и Джон Дэвис (In Тhat Distant Place). Авторами остальных композиций являются участники ансамбля: лидер Дэннис Ри, Алисия ДеДжои и Джеймс ДеДжои. Признаться, когда прослушаешь альбом несколько раз (что я и сделал с удовольствием), начинаешь чувствовать различия в композиторских подходах каждого из авторов. Но, пожалуй, лучше оставить эти исследования музыковедам. Лучше просто слушать и наслаждаться изяществом и упругой энергией, которой дышат Skein, Gnashville с напоминающим Led Zeppelin интро, Synecdoche, погружаться в авангардно-психоделическую экспериментальную стихию Wavlaid, путешествовать в Китай под звуки In Тhat Distant Place и на Ближний Восток под Spiritual Gatecrasher, следить за ярким скрипичным соло Алисии ДеДжои в The Earth Is An Atom и огорченно обнаруживать, что альбом уже заканчивается с последними аккордами финишной композиции The Okanogan Lobe. А потом, отрешившись от текущих дел и повседневных забот, чувствуя себя отшельником на одном из самых отдаленных от обитаемых уголков мира острове Тристан-да-Кунья (именно его фото из космоса увековечено на обложке альбома), вновь и вновь погружаться в мир музыки Moraine.
Бастарды, играющие стандарты? Возможно, это имели ввиду три итальянских музыканта, приняв в качестве названия своей группы каламбур из этих двух слов: Bastandards. А играют они именно джаз, что подчеркивает восклицательный знак уже в названии ...
Я, конечно, понимаю, что издание DVD- штука значительно более затратная, чем издание CD – диска, но, посмотрев на YouTube промо-ролик альбома и прослушав сам альбом Dagli Appendini Alle Ante, записанный квинтетом Лоренцо Капелло, я искренне ...
Лет пятнадцать назад мне уже доводилось слушать и рецензировать шекспировский проект родом из Италии: тогда это был альбом Джанлуиджи Тровези, навеянный комедией «Сон в летнюю ночь». И вот снова Италия, снова Шекспир, но только Костанцу ...
Для Чарльза Дэвиса в джазе нет секретов. 81-летний ветеран-саксофонист за свою долгую карьеру играл практически на всех инструментах этого семейства – от сопрано и до баритона, работал со многими джазовыми великанами в самых разных стилистиках ...
Астрономико-фантастическая тематика пронизывает весь этот альбом. Понятие солнечного параллакса вынесено на его обложку, а в названиях композиций фигурируют и Солнце, и тайные планеты, и даже придуманный Куртом Воннегутом писатель-фантаст Килгор ...
Вторым релизом в истории молодого французского лейбла Label Rives стал альбом Trio Rives. Красный фон обложки первого альбома от Label Rives (Quartet Alta, рецензию на который можно найти на нашем сайте) сменился синим, а в остальном уникальный ...
23 апреля 2014 года пианисту, композитору и аранжировщику Алану Броадбенту исполнилось 67 лет. Именно в этот день поступил в продажу его новый альбом America The Beautiful . Если это название ассоциируется у вас с популярнейшей в Америке мелодией, ...
Мне не случилось быть в музее-мастерской скульптора Заира Азгура именно в тот мартовский вечер, когда там давали совместный концерт «Князь Мышкин» и Roomdark – его запись представлена в очередном сетевом альбоме, выложенном на ...
Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и ...
Лаконичное название альбома Роберта Миллера имеет свой подтекст. В течение двадцати лет продолжается творческая карьера басиста из Нью-Йорка в качестве лидера и ведущего композитора ансамблей The Robert Miller Group, а затем Project Grand Slam. ...
У этого альбома ровный черный цвет обложки – ну просто «Черный квадрат» Малевича, гармонию которого нарушают только название и имена исполнителей. Что ж, логика в этом есть: когда на обложке стоят такие имена, дополнительные ...
Характерная для английского языка игра слов, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся, позволяет в очень вольном переводе перевести это название, как «Верните мне Джо». И оно в данном случае имеет особый смысл. В 2008 году ...