Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, которые были сделаны в свое время Return To Forever Кории, Weather Report, Lifetime Уильямса, Mahavishnu Orchestra МакЛафлина. И когда встречаешь что-то действительно свежее и оригинальное, это настоящий праздник. Таковым стал для меня Groundswell, третий по счету альбом возглавляемого талантливым гитаристом Дэннисом Ри ансамбля из Сиэттла Moraine для нью-йоркского лейбла MoonJune Records.
До него на MoonJune Records выходили два предыдущих диска Moraine: manifest density (2009) и концертный Metamorphic Rock: Live at NEARfest (2012). Так что, Ри и шефа MoonJune Леонардо Павковича связывают давние взаимные симпатии. Но, как говорит сам Дэннис Ри, Groundswell существенно отличается от своих предшественников: благодаря продюсеру и звукоинженеру Стиву Фиску, он стал первым для коллектива альбомом, где в полной мере использованы креативные возможности современной студии. Действительно, диск позволяет в полной мере прочувствовать оригинальность звуковой палитры ансамбля: Алисия ДеДжои играет на скрипке, ее супруг Джеймс ДеДжои попеременно использует баритон-саксофон и флейту, басист Кевин Миллард играет на восьмиструнном гибридном инструменте, сочетающем свойства бас-гитары и гитары обычной, а виртуоз гитары Дэннис Ри параллельно «заведует» электронными эффектами и вновь вошедшим в моду меллотроном (привет от King Crimson и Moody Blues).
Но дело не только в необычности инструментария. Музыка Moraine соединяет в себе лучшие гармонические, мелодические и ритмические черты старого доброго джаз-рока и прог-рока а-ля Soft Machine, King Crimson и Van der Graaf Generator, приправляя их элементами экзотической этники. Две пьесы для альбома написали композиторы Дэниел Бэрри (стартовая Mustardseed) и Джон Дэвис (In Тhat Distant Place). Авторами остальных композиций являются участники ансамбля: лидер Дэннис Ри, Алисия ДеДжои и Джеймс ДеДжои. Признаться, когда прослушаешь альбом несколько раз (что я и сделал с удовольствием), начинаешь чувствовать различия в композиторских подходах каждого из авторов. Но, пожалуй, лучше оставить эти исследования музыковедам. Лучше просто слушать и наслаждаться изяществом и упругой энергией, которой дышат Skein, Gnashville с напоминающим Led Zeppelin интро, Synecdoche, погружаться в авангардно-психоделическую экспериментальную стихию Wavlaid, путешествовать в Китай под звуки In Тhat Distant Place и на Ближний Восток под Spiritual Gatecrasher, следить за ярким скрипичным соло Алисии ДеДжои в The Earth Is An Atom и огорченно обнаруживать, что альбом уже заканчивается с последними аккордами финишной композиции The Okanogan Lobe. А потом, отрешившись от текущих дел и повседневных забот, чувствуя себя отшельником на одном из самых отдаленных от обитаемых уголков мира острове Тристан-да-Кунья (именно его фото из космоса увековечено на обложке альбома), вновь и вновь погружаться в мир музыки Moraine.
Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным ...
Очередной необычный проект в каталоге RareNoise Records, проект, который в равной степени может быть отнесен как к сфере рок-музыки, так и к сфере джаза. Однако и в том, и в другом случае он будет резко выделяться своеобразием на фоне другой ...
Они не могли не встретиться – этот лейбл и эта группа. Неизбежное случилось. Результат – перед вами. Все релизы основанного в 2008 году лондонского лейбла RareNoise Records, которые мне до сих пор довелось слышать – это в хорошем ...
Практически все последнее десятилетие обзоры работ американского гитариста Джона Стейна благодаря компании Mixed Media попадали на наши страницы. Кстати, все они выходили на лейбле Whaling City Sound. Те, кто слушал его предыдущие работы или хотя бы ...
Талант Дэниэла Смита уникален. Он – не просто один из лучших фаготистов мира, но еще и чуть ли не единственный в современной музыке исполнитель, играющий на фаготе не только академическую музыку, но и джаз. Восемь лет назад мне довелось писать ...
Во многих странах есть города, которые всеми считаются вторыми, всеми, кроме местных жителей. Те убеждены, что именно их город на самом деле лучший и даст сто очков вперед тому, который остальные считают главным. Москва и Петербург, Вильнюс и ...
Слово «приключение» (Adventure) положительно носит особый характер в творчестве американского гитариста и композитора Пи Джей Расмуссена. Его дебютный альбом назывался Adventures in Flight, а в новой работе Расмуссен переходит от ...
У этого альбома очень красивая обложка, в которой доминируют два цвета - черный и золотой. В черном кимоно, сосредоточенный, как перед обрядом сеппуку, более известным как харакири, в традиционной японской позе сидит автор этого проекта, ...
В 2009 году канадский гитарист Эдам Смэйл переехал из Торонто в Нью-Йорк. Торонто – очень крупный город, но, видимо, современный Вавилон оказывает мощнейшее воздействие на психику, откуда бы ты не приехал. Наверное, поэтому в своем дебютном ...
Практически вся жизнь американца Роберта Престера связана с фортепьяно – играть на этом инструменте он начал еще в три года. Сегодня это прекрасный пианист, в игре которого чувствуется хорошая школа – в прямом и переносном смысле этого ...
Гюнтер Шуллер, основоположник третьего течения, человек, вся творческая жизнь которого была связана с экспериментами по соединению джаза с академической музыкой, наверняка с удовольствием прослушал бы этот альбом. Впрочем, такие эксперименты, ...
Есть музыка, которую хорошо слушать в автомобиле, в шумной компании или в качестве фона, занимаясь какими-то делами. Музыка этого альбома – другая. Moment To Moment – альбом, который должен резонировать с состоянием вашей души в момент ...