Lorenzo Capello Quintet - Dagli Appendini Alle Ante
22.06.2014
Я, конечно, понимаю, что издание DVD- штука значительно более затратная, чем издание CD – диска, но, посмотрев на YouTube промо-ролик альбома и прослушав сам альбом Dagli Appendini Alle Ante, записанный квинтетом Лоренцо Капелло, я искренне пожалел, что этого не случилось. Лоренцо и его коллеги играют музыку столь образную, что программа альбома вполне могла бы превратиться в саундтрек фильма, который, в зависимости от склонностей режиссера, мог быть сделан в духе абсурдистской комедии а-ля Monty Python или экзистенциальной драмы кафкианского типа.
Визуально итальянские музыканты воплотили в реальность идиоматическое выражение «скелет в шкафу», а программу нового альбома сделали тематическим продолжением своего дебютного диска Il Partenzista, выпущенного тем же лейблом в 2012 году. Сквозной герой обоих альбомов стремится преуспеть, однако, поражен то ли атрофией воли, то ли подсознательными страхами. Обычный шкаф превращается в символ всех проблем: герой не знает, что взять с собой в дорогу, что оставить в шкафу, чемодан упорно не закрывается, и бесконечное пространство шкафа явно оказывается сильнее всех его попыток.
Если же перейти от, так сказать, «либретто», к его реализации в музыке, то обнаруживаешь, что формально достаточно стандартный по составу акустический джазовый квинтет (два солирующих инструмента плюс ритм-группа с фортепьяно), на деле оказывается совсем не традиционным. Для состава Лоренцо Капелло нет понятия «лидер и все остальные», наоборот, именно сам Лоренцо подчеркнуто остается в тени, ритмом ударных направляя развитие пьес, а все остальные - тромбонист Тони Каттано, саксофонист Антонио Галуцци, пианист Лоренцо Пезани и басист Микеле Анелли – являются солистами в равной мере.
Практически каждая пьеса альбома заслуживает название «самой». Стартовая Rammendi ancor? – самая гротескная. Здесь абсурдность темы идеально отражена музыкальным гротеском с парадоксальными диалогами тромбона и саксофона. Не менее удачна в этом смысле самая длинная пьеса, почти пятнадцатиминутная Panico da bagaglio a mano. Музыканты используют здесь преимущественно язык авангардного джаза. Очень часто музыка строится на противопоставлении низких голосов тромбона и контрабаса с высокими регистрами саксофона и фортепьяно. Все попытки изобразить нечто бодрое и маршевое неизменно срываются в звуковой хаос, отражая бессильные попытки героя собрать свой багаж. Самая неожиданная композиция альбома - Already Left, для которой итальянские музыканты пригласили американскую вокалистку Эхо Суньяту Сибли, продемонстрировавшую здесь квази-оперную манеру пения, добавив еще толику абсурда в общую идею альбома. Самой же эффектной пьесой альбома я назвал бы Perfect Day / Imperfect Tray с ее ясной музыкальной темой и красивой мелодией, впечатляющим дуэтом контрабаса Анелли и фортепьяно Пезани и прекрасным саксофонным соло Галуцци.
В целом же квинтет Лоренцо Капелло показался мне дружной командой умных, веселых, талантливых и ироничных людей. По крайней мере, именно такова их музыка.
Бастарды, играющие стандарты? Возможно, это имели ввиду три итальянских музыканта, приняв в качестве названия своей группы каламбур из этих двух слов: Bastandards. А играют они именно джаз, что подчеркивает восклицательный знак уже в названии ...
Лет пятнадцать назад мне уже доводилось слушать и рецензировать шекспировский проект родом из Италии: тогда это был альбом Джанлуиджи Тровези, навеянный комедией «Сон в летнюю ночь». И вот снова Италия, снова Шекспир, но только Костанцу ...
Для Чарльза Дэвиса в джазе нет секретов. 81-летний ветеран-саксофонист за свою долгую карьеру играл практически на всех инструментах этого семейства – от сопрано и до баритона, работал со многими джазовыми великанами в самых разных стилистиках ...
Астрономико-фантастическая тематика пронизывает весь этот альбом. Понятие солнечного параллакса вынесено на его обложку, а в названиях композиций фигурируют и Солнце, и тайные планеты, и даже придуманный Куртом Воннегутом писатель-фантаст Килгор ...
Вторым релизом в истории молодого французского лейбла Label Rives стал альбом Trio Rives. Красный фон обложки первого альбома от Label Rives (Quartet Alta, рецензию на который можно найти на нашем сайте) сменился синим, а в остальном уникальный ...
23 апреля 2014 года пианисту, композитору и аранжировщику Алану Броадбенту исполнилось 67 лет. Именно в этот день поступил в продажу его новый альбом America The Beautiful . Если это название ассоциируется у вас с популярнейшей в Америке мелодией, ...
Мне не случилось быть в музее-мастерской скульптора Заира Азгура именно в тот мартовский вечер, когда там давали совместный концерт «Князь Мышкин» и Roomdark – его запись представлена в очередном сетевом альбоме, выложенном на ...
Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и ...
Лаконичное название альбома Роберта Миллера имеет свой подтекст. В течение двадцати лет продолжается творческая карьера басиста из Нью-Йорка в качестве лидера и ведущего композитора ансамблей The Robert Miller Group, а затем Project Grand Slam. ...
У этого альбома ровный черный цвет обложки – ну просто «Черный квадрат» Малевича, гармонию которого нарушают только название и имена исполнителей. Что ж, логика в этом есть: когда на обложке стоят такие имена, дополнительные ...
Характерная для английского языка игра слов, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся, позволяет в очень вольном переводе перевести это название, как «Верните мне Джо». И оно в данном случае имеет особый смысл. В 2008 году ...
Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно ...