Jazzwerkstatt Wien New Ensemble - Sympathikus – Parasympathikus
18.10.2014
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В частности, можно найти на сайте и обзор первого альбома этого коллектива. Он был издан в 2011 году и назван просто именем ансамбля. Вторая программа ансамбля как-то «проехала» мимо нас, а представляемый сегодня Sympathikus – Parasympathikus заметно отличается от дебютного альбома.
Собственно говоря, и здесь мы видим в составе знакомые имена участников Jazzwerkstatt – Петера Рома, Даниэля Риглера, Клеменса Салесны, Бернда Затцингера, но если в основу стартового альбома легли произведения Рома и Салесны, то Sympathikus – Parasympathikus практически полностью составили сочинения тромбониста Даниэля Риглера. Есть в этом альбоме и два новых, во всяком случае, для меня, имени – вокалистка Агнес Хегингер и электронщик Сикстус Прайс. Они дополнили состав Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, превратив его в данном случае в секстет. Сразу скажу, что их участие существеннейшим образом повлияло на саунд коллектива в данном проекте, но об этом чуть позже, а сейчас надо хотя бы кратко пояснить его название.
Здесь нам придется ненадолго отвлечься от музыки и обратиться … к физиологическим особенностям высшей нервной деятельности. Симпатикус и парасимпатикус не имеют никакого отношения к понятию «симпатия», а являются вполне себе научными терминами. Под симпатикусом современная наука понимает подсистему автоматической нервной системы человека, отвечающую за нашу активность – дыхание, движение, занятие сексом и так далее. Парасимпатикус – другая подсистема, отвечающая, как можно догадаться, за расслабление, сон, пищеварение и, как ни странно, творчество.
В строгом соответствии c этой логикой выстроен и альбом, который поделен на две равные по количеству треков части. Первая, Sympathikus, дышит вольной фри-джазовой атональной энергией. Порой кажется, что музыка оказывает на вас тоже не столько эстетическое, сколько физиологическое воздействие. Далеко не всегда, то, что слышишь можно назвать музыкой в принципе. Голос Агнес Хегингер и тромбон Риглера царят в этой части. Визжание, шипение, скрип, нечленораздельный речитатив, крик и шепот (звучит совсем, как фильм Ингмара Бергмана) – вот арсенал Агнес, которым она блестяще владеет. Голос риглеровского тромбона в пьесе с характерным названием Nervous System – это тоже один из впечатляющих моментов этой части. Вторая часть, Parasympathikus, как и положено, резко противоположна первой. Полностью меняется характер вокала, значительно больше электроники, прелестное соло саксофона Салесны в New Day – я бы назвал эту часть нежным минималистичным электронным фри-джазом.
Вот такой необычный альбом. Буду не искренен, если скажу, что эту музыку легко слушать. Нет, здесь слушателю нужны определенные усилия, чтобы войти в эстетику Даниэля Риглера и его коллег по Jazzwerkstatt Wien New Ensemble. «Двери» в нее открываются не всем, но любителям академического и джазового авангарда наверняка будет интересно.
В 1834 году русский писатель Николай Гоголь написал «Записки сумасшедшего». В 1918 году китайский писатель Лу Синь написал «Записки сумасшедшего». В 2014 году итальянский музыкант Франческо Нурра выпустил альбом «Записки (или дневник) сумасшедшего». ...
Если бы я не знал о других проектах Виктора Семашко, реализованных в 2013 году, свидетельством чему служит соседняя рецензия на Źnianacku, я назвал бы Calaverа творческим отчетом за упомянутый год. А так, этот альбом, выложенный в феврале года ...
Сочное белорусское слово Źnianacku на русский можно приблизительно перевести, как «врасплох». Но если переходить на понятный в любой стране современный сленг, полный англицизмов, то происходившее 21 сентября 2013 года в ДК «La ...
В своей издательской политике шеф итальянского лейбла Rudi Records Массимо Людиконе придерживается двух принципов: он отдает предпочтение современной импровизационной музыке и «живым», а не студийным записям. Таков и самый свежий релиз ...
В красочной плеяде индонезийских музыкантов, которых открывает западному миру Леонардо Павкович, шеф нью-йоркского лейбла Moonjune Records, гитарист и композитор Дева Буджана занимает особое место. Его отличает ярко выраженное стремление ...
Двое из трех участников этого проекта постоянным посетителям нашего сайта уже должны быть знакомы. В 2013 году также на MoonJune Records был издан на редкость удачный дебютный альбом сербского гитариста Душана Евтовича Am I Walking Wrong?, в записи ...
В попсовом мире такое практически не встречается. Там все поглощены собой, любимым. А вот для классического рока, блюза, джаза альбомы-трибьюты – не редкость. И для авангарда тоже. Не без изрядной доли самоиронии выбрав для обложки своего ...
Итальянское трио с французским названием Chat Noir дебютирует альбомом Elec3Cities на лондонском лейбле RareNoise Records. Пианист и клавишник Мишель Кавальяри, гитарист и басист Лука Фоганьоло и барабанщик Джулиано Феррари – не новички в ...
Ох, не верьте этому буколическому осеннему пейзажу, который изображен на обложке альбома Plymouth! Стоит поставить диск в свой плэйер, как вы обнаружите такую бурю страстей, что на обложке альбома впору помещать фотографию извержения вулкана или ...
К своему второму альбому американо-бельгийский ансамбль подошел, потеряв слово «трио» в названии, но формат коллектива остался прежним. На этот раз компанию бельгийскому гитаристу Мишелю Дельвилю и американскому барабанщику Тони Бьянко ...
Мне кажется, что знаменитому бельгийскому художнику-сюрреалисту Рене Магритту могла бы понравиться обложка альбома его соотечественницы Сюзан Клайнс. Маэстро тоже любил представлять вполне реальные предметы в нереальных сочетаниях, заставляя ...
Те, для кого аккордеон в музыке ассоциируется с европейским фольклором, а ближе к джазу – с французским стилем мюзетт или нуэво танго, послушав Роберта Кусёлека в проекте The Universe, вполне могут испытать эстетический шок. Похожая участь ...